Так сказать, одна из точек зрения на примере Литературный сайт "Точка Зрения". Издаётся с 28 сентября 2001 года. А Вы что подумали?
...
 

ГЛАВНАЯ

АВТОРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
НАШ МАНИФЕСТ
НАША ХРОНИКА
 
НАШИ ДРУЗЬЯ
 
ФОРУМ
ЧАТ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
НАПИШИТЕ НАМ
 

Главный редактор: Алексей Караковский.

Литературный редактор: Дарья Баранникова.

© Идея: А. Караковский, 2000 – 2001. © Дизайн: Алексей Караковский, 2001. © Эмблема: Андрей Маслаков, 2001.

 

Ян Прилуцкий

ИСТОРИЯ И ПЕСНИ "ДЖАЗ-ОРКЕСТРА ПАМЯТИ САЛЬЕРИ"

(Публицистика, 1996)

 


Это очень старая статья. Я написал её ещё в 1996 году для московского самиздатовского альманаха "Чёрный Петух", и потому я не исключаю того, что уже никому неважно, про что этот документ. Но Вы только прочтите, КАК он написан!...  Впрочем, объективности ради, статья снабжена двумя её альтернативными вариантами, написанными самими участниками группы.


Мое знакомство с «Джаз-Оркестром Памяти Сальери» началось в душный июньский день, когда я со своим пошатывающимся от алкогольного опьянения коллегой из запрещенной газеты "Калигула ждет протеста" допивал последнюю бутылку "СтарожЫтного пива".  Едва пиво подошло из бутылки к концу, мы сразу нашли подходящие кусты, где оно подошло даже дальше, в результате чего мой нетрезвый коллега пробормотал: "А пошли на концерт!". Я ответил: "Пошли", главным образом, потому что вышеупомянутый концерт находился от нас приблизительно в метрах пяти в помещении театра "СВ", что мой коллега расшифровывал то как "спальный вагон", то как "северо-восток" — в общем, постоянно путался в понятиях и ногах. Так что, застегнув ширинки, мы рванули туды.

Целый час наши доблестные души радовались прогрессу нашего советского рок-н-ролла (особенно мы отметили танцевально-развлекательную команду под непритязательным названием "Львиная Дуня").  И тут на сцену выползло НЕЧТО, состоящее на первый взгляд из четырех человек под самовлюбленной вывеской "Джаз-Оркестр Памяти Сальери". В состоянии частичного выпада налево я приступил к прослушиванию программы группы, начинавшейся с тошнотворной пародии "Улица Казановы" на столпов отечественного андерграунда группу "Крематорий". Эта песня, как и все последующие вызвали у меня немедленные проявления блевательного инстинкта, не говоря уже о моем коллеге из "Калигула ждет протеста!".

УЛИЦА КАЗАНОВЫ (Жорик)

Нас не ждут благие вести,
Они нас вечно догоняют,
И мы находим что угодно,
Когда не ищем ничего,
Когда не ищем ничего.

Но наши грезы, наши грезы -
Кто в них копался, сам нарвался,
Ведь плод был сладок только сверху,
А на поверку был червив...

Нашу улицу помыли,
Нашу улицу объявили
Улицей памяти Казановы,
Ему поставив монумент,
А может, даже мавзолей.

И я хожу вокруг колонны,
На облака гляжу с тоскою,
Они там целою грядою,
Но небо слишком голубое...

Но жизнь прекрасна, словно пламя
Над погребальными кострами,
Где мы шаманим в диком танце,
Включив зачем-то фонари...

А утром мы идем с работы,
Пардон, точнее, на работу,
Похмельно злые, как машины,
Застрявшие в нью-йоркской пробке...

Организованной толпою
Вся эта очередь стремится
В дверь мавзолея Казановы,
В строенье с черною трубою,
Что так похоже на крематорий.

Нас не ждут благие вести,
Они нас вечно догоняют,
Как тень от женщины развратной;
Любая женщина как тень,
Пардон, здесь слишком много дам.

Отвратительный вокал Жорика, бездарная игра клавишницы Юли,  отвратительная сцена музыкантского братания басистки Маши с гитаристом Виталиком и жуткое возникновение какого-то там еще типа по имени Шурик произвели на меня угнетающее впечатление.  Где же идеалы столь успешно сегодня  засранного  и  заблеванного  советского рок-н-ролла?  И плагиат,  как всегда плагиат!  "Сколько дорог каждый должен пройти..." Кажется,  это было уже у Дилана:  "Хау мэни роудз масть э мэн волк-раунд". В одной строчке, можно сказать, уложилась вся классика мировой поэзии, а "Дж.Ор.П.С."... Стыдно должно быть!

Или ещё омерзительней:

ДЕТКА (Жорик)

Одинокое дерево в облаках,
Смотри в корень, детка,
Там будет жало змеи,
Смотри в корень, детка,
Здесь так много тусуется карт,
Но весь смысл в раскладке мастей,
А на листьях гадай не гадай,
Смотри в корень, детка...

Этот город похож на шлюху,
Похабно смеется на каждом углу,
Когда наши души дают стриптиз,
Смотри в корень, детка,
Раскупили воздушные шарики
С явным умыслом скрыть причины,
Но дерево растет высоко,
Смотри в корень, детка...

Алая роза, красный фонарь,
Слетались ангелы, как мухи,
Чтобы раскидать свою сперму
И волосы наивных девственниц,
Меняя плод их джунглей
На фотографии для молитв,
Из семечка вырастет лес,
Смотри в корень, детка...

Сорвали розу, потух фонарь,
Значит, наступило утро,
Город проснулся и легла спать
Последняя проститутка,
Ангелы садятся в свой лимузин
И отправляются на небеса,
У друидов свой ритуал,
Смотри в корень, детка...

И ты могла бы быть райской пташкой,
Но скажи, зачем ты села на ветку,
Всю ночь читали Святое Писание,
А не пора ли закрыть твою церковь?
И, наверное, мы запутались в евангельском символизме,
Это дерево - наш крест,
Смотри в корень, детка,
Это дерево - наш крест,
Ведь я люблю тебя, детка...

И более того! Даже само название этой ужасной банды - плод омерзительного китча! Судите сами:

САЛЬЕРИ ПОМЕР (Жорик)

Не волнуйся за меня, детка,
Мы вчера просто выпили с другом,
Он мне кричал, что я гений,
Он мне завидовал, падла,
Значит, я еще кой-чего стою,
Ведь поэт - проститутка у Бога,
А с утра я жив, хоть похмелен,
Сальери давно помер.

Налей мне стакан, детка,
Пусть история нас рассудит,
Мы с ней не в ладах вечно,
Не здоровались даже часто,
Ведь она живет своим прошлым
Да и то перевирает,
Она трепло, детка,
Сальери давно помер.

Ну чем сейчас отравят?
Разве только плохою водкой,
Ну тогда у нас этих Сальери
В каждом ларьке по паре,
Ну тогда у нас этих Моцартов
В каждом морге валым навалом,
Все равно все там будем,
Вон, Сальери давно помер.

И мы допились до белой горячки,
Раз нам кажутся черными люди,
Маэстро Пушкин, наверно,
Был застрелен собственным глюком,
И это было б похоже на правду,
Если б так голова не болела,
А друг мой просто бездарь -
От Сальери не бывает похмелья.
А друг мой просто бездарь -
От Сальери не бывает похмелья.

Saliery not dead...

Дальнейшее знакомство с группой продолжалось в том же духе:

июль 1995 г. - на квартирнике у Сергея Жидкова оркестр в одиночку полностью расстроил своим выступлением тщательно собранную помойкам и отбалансированную звукооператорами аппаратуру.

декабрь 1995 г. - позорное выступление оркестра на сейшене в Удельном (впрочем, все были пьяные и всё равно никто никого не слушал). Обманом принуждена к сотрудничеству в качестве администратора известная фотомодель Василиса.

февраль 1996 г. - попытка испортить своим выступлением "Фестиваль Надежд". Только своевременное вмешательство доблестного Владимира Марочкина смогло сломать планы завистников.

апрель 1996 г. - совместное с группой "Происшествие" выступление в арт-кафе "Хамелеон". После торжественного изгнания обеих групп из клуба мы с Шуриком купили водки, а в данный момент... Шурик, плесните мне, пожалуйста, еще... 

СТИМУЛЯТОР (Шурик)

Я не псих, не маньяк, я слегка озабоченный,
Иду просто так по разбитой обочине,
И капают слюни на грязный песок,
Словно с дерева смерти отравленный сок.
Я от похоти темно-зеленого цвета,
В голове две извилины - след от берета,
И никто не спешит ни навстречу, ни рядом,
Я бы всех распугал стремно-маслянным взглядом.

Проводив из гостей и сказав: "Не скучай" -
Мне какую-то гадость подсыпали в чай.
Стимулятор, ля-ля-...-ля.

Я дышу через раз, я в руках Сатаны,
Весь запас организма сместился в штаны,
Биоробот, субстанция, гипермаразм,
Мною правит эрекция, движет оргазм,
Быстро город пустеет, ищи дураков,
Я уже распугал даже всех мужиков,
И хотя я упорно и дико молчу,
В каждой клетке застыл супервопль "Хочу!".

Проводив из гостей хохочущей толпой,
Мне еще упаковку вручили с собой.
Стимулятор...

Стиснув зубы, вслепую я сжал кулаки,
Сразу вспомнилось правило правой руки.
Вот касанье, вслепую, почти наугад,
Все вокруг взорвалось, как тротиловый склад,
Пять минут я куда-то как будто летел.
Э, е-мое, кайф, это просто предел!
На разбитой обочине, в грязной пыли,
Я очнулся, а в небе летят журавли

Проводив из гостей, подошел кто-то ближе
И ехидно сказал: "Заходи...". Ненавижу!!!
Стимулятор...

...так на чем я остановился? А, в общем, группа ничё так, мне понравилось!

ПРИНЦИП БУМЕРАНГА (Жорик)

Тот дом, что построил я,
Был без окон и без дверей
И, если верить современным ученым,
Был полон голодных червей.
А на улице все мы под Богом.
"Здравствуй! Вспомнил?" - "Конечно, да!".
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И так было раньше, так будет потом,
Так случается даже сейчас,
И тот, кто смотрит в замочную скважину,
Может увидеть там глаз.
Но дело не в зеркалах,
с зеркалами вообще беда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но тот, что был за стеклом,
Жаль, троллейбус уже ушел.
Он был знаком, он был вхож в дом,
Жаль, не помню ни возраст, ни пол,
Пол - то самое место,
чем мы думали часто тогда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И, как римский император,
Хватали волчицу за грудь,
Я был во чреве, и я видел,
Где проложен наш звездный путь,
Но, если крест - это фаллический символ,
то небо - такая дыра.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но наш символ - это кухня,
Чайник, иногда LSD.
И, если кто-то спросит, где мы,
Мы искренне лгали - везде,
И, если это случалось в среду,
то весь месяц была среда.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

Но склероз - все, что позабыл,
Уже никогда не найти,
И за белыми ночами
Наступают черные дни,
Мы так часто встречаем друг друга
и боимся смотреть в глаза.
Опять забыл о принципе бумеранга,
Стреляя в воздух слова.

И я уже никогда не воскресну,
Я исчерпал свой лимит,
Я всех вокруг гружу ентим делом,
Стал занудлив, как Вечный Жид,
И я так долго ходил кругами,
вот мой дом - остальное туфта.
Я вспомнил принцип бумеранга,
Ловя летящие обратно слова.

Я вспомнил принцип бумеранга,
Ловя летящие обратно слова.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. SALIERY NOT DEAD.  ИСТОРИЯ ДЖОР.П.С. (Шурик)

В последнее время меня очень часто просят рассказать чего-нибудь за прославленную группу "Дж.Ор.П.С.",  и когда,  проснувшись утром,  увидел я себя заваленным письмами,  телеграммами,  звонками, окурками и пустыми бутылками, решил читателям всю прав- ду-матку вырезать аж в глаза, для чего с командой этой свидеться и взять у них это самое... Короче, забыл. Короче, эксклюзив, ети его мать, с прибамбасами.

Вооружившись ручкой,  блокнотом и початым пузырем "Столичной", попробовал я связаться с ритм-гитаристом (а заодно и одним из авторов песен) и все у него из первых рук услышать. Однако куда бы ни позвонил я, всюду отвечалось мне, что он работает, а на вопросы "где?" и "когда будет?" - умалчивалась полная тишина. Хотя узнал зато очень хитрое сведение, что Сальери звали Антонио, родился он в 1750 году, а умер в 1825. Вот только к чему все это - понятия не имею.

Попытка связаться с соло-гитаристом имела гораздо более лучшие успехи.  Сквозь хрип простуженной таксофонной мембраны иногда прорывался нудный сонный голос,  вещающий что-то о логичности,  о том, что я нешаришь и дети мои нешаришами будут, о том, что работать никто не хочет и о том, что он (т.е. соло-гитарист) в этой конторе играть не будет, т.к. у них аппарат хреновый. Этот разговор в корне подтвердил упорные слухи, что Дж.Ор.П.С. - политически активная группа и тесно связана с творчеством политических объединений, что еще доказывается аббревиатурой самой группы, значение которой до сих пор находится загадкой.

При встрече с басистом в атмосферу дыхнуло перегаром и заявлением о том,  что без опохмелочного вышеназванный языком ничего не развяжет. После третьей дозы опохмелочного он уже не развязывал лыка и корябал струнами по пальцам что-то средне-сумбурное, находящееся в промежности джаза и панка,  после чего вырубился вусмерть. Когда мы уже нечленораздельно прощались, я заметил на стуле рубашку "Saliery not dead". К сожалению, что это значит, осталось неизвестным, т.к. английского я никогда не говорил, а басист к тому времени уже забыл русский.

Оставалась последняя надежда на информацию - клавишница.  О свидании мы договорились встретиться раза три.  На первый раз в последнюю минуту мне было сообщено,  что у клавишницы гипертрофическая каталепсия с ментальными проявлениями вегетативной дисфункции. Вторично я уговаривал ее купить слона и у меня чуть не отвалился хобот, и в последний из разов я четырнадцать с половиной часов прождал ее на диком морозе у третьего телеграфного столба на 27-ом километре Казанской железной дороги, после чего был увезен в клинику с обширным обморожением мозгов и потерей ориентации в астральном подпространстве.  Вот в этой клинике мне наконец-то повезло.  Моим соседом оказался какой-то тоже крайне отмороженный,  который сообщил, что все легко решаемость имеет, ибо у "Дж.Ор.П.С." есть директор, и что надо с ним связаться и просто узнать, когда репетиция, для взятия этого самого эксклюзива. Вот тут-то и начинается мой рассказ про эту гениальнейшую группу!

Связавшись с директором, я понял, что, во-первых, лучше бы я с ним не связывался, во вторых, что директор имеет, тык-скыть, женский пол. И в-третьих, что она не знает, когда репетиция, что записей группы не существует в природе и что она вообще впервые слышит о существовании группы "Дж,Ор.П.С.". После нашего разговора, по непроверенным данным, она уехала в Норвегию, и больше я ее не видел.

Да. Видимо, группа "Дж.Ор.П.С." - всего лишь красивая легенда, но хочется верить, что где-нибудь сотрясаются уши местных жителей от прекрасной музыки, которую никто никогда ни хрена не слышал.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ДЕТСТВО В ДЖ.ОР.П.С.Е, ИЛИ МАНИФЕСТ ПИНКА. (Капитан Ульяна, Дж.Ор.П.С.)

У той немногочисленной аудитории,  что знакома хотя бы косвенно с творчеством Джаз-оркестра Памяти Сальери (в дальнейшем просто ДжОрПС), сложилось неодинаковое впечатление как о стиле, так и об эстетической ценности этой музыки. Тексты же, как правило, не слушаются; если слушаются, то не всегда поняты, если же и поняты, то не так. Но о текстах мы поговорим отдельно. Пока речь о музыке. Мы не претендуем на профессионализм, мы просто оттягиваемся. Почему так?

Группа старательно создавала себе имидж раздолбаев-пофигистов.  И это во многом оправдано. Не буду жаловаться на отсутствие базы, инструментов, приличного аппарата - а кому легко? О времени и говорить нечего - все четверо заняты на весьма специфических работах.  Выходных нет. Вообще. О концертах же ДжОрПСу имеют обыкновение сообщать за два-три дня до. В результате группа выезжает на оттяге, вся лажа из-за отсутствия репетиций преподносится как будто так и надо. Все смотрят на то, что мы вытворя- ем, и никто не вслушивается в тексты. Запоминаются однодневки.

Серьезные тексты публика принимает как красивую перефразировку давно известных образов. Ну, кто скажет мне, о чем речь в "Детке"? Что ж, давайте по куплетику, по строчечке:

                   Одинокое дерево в облаках,

                   Смотри в корень, детка.

О чем спич? Спич о дереве мира, Yggdrasil, о библейском дереве. О фаллическом символе, наконец! А что там в корне, в который предлагается зреть,

                   Там будет жало змеи.

                   Смотри в корень, детка.

Применительно к первым двум объяснениям, это змея библейская, Великий Змей. Во втором же, фрейдистском, - ком-плексы, вообще нечистота.

                   Здесь так много тусуется карт,

                   Но весь смысл в раскладке мастей,

                   А на листьях гадай не гадай,

                   Смотри в корень, детка.

Значит, карты.  У каждой свое значение,  своя ценность, своя роль. И каждый человек в этом прочтении карта. Как его затусует, не так уж и существенно. Важнее, где его выбросит и сумеет ли он там раскрыться. Листья на дереве - люди, если обратиться ко второму прочтению, люди же карты, а что можно ожидать от гадания на картах? Карты часто врут...

Шуриковы тексты менее запутаны в сложных ассоциациях,  чем тексты Жоры. Но и песни Шурика не только красивая картинка. Если вслушиваться, то и над ними можно сломать голову. И даже нужно. Над хитовым "Стимулятором" толь-ко смеются, а мне порой хочется плакать: из живого человека сделали механизм для оттяга. Почему-то о тех же зомби мы поем с серьезнейшим выражением лица. И так же серьезно отодвигаем "Стимулятор" подальше.

Оттяг оттягом.  ДжОрПС с удовольствием оттягиваются. Но возникает желание еще и быть услышанными. Это не зна-чит, что все должны заслушиваться НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ, ВЕЖЛИВЫМ ОТКАЗОМ, ВОДОПАДАМИ имени ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ и собственно нами. Или учитываться В.Успенским, Л.Гумилевым или Жоркиными текстами. Но если кто-то выразит желание хорошо понять, о чем изгаляется ДжОрПС, одной "Чайки по имени..." будет явно не-достаточно.

ДжОрПС не любит тусоваться и дословно ничего объяснить не сможет, а хотелось бы. Мы вообще не имеем привычки сниматься с места на место по впискам и препочитаем спать в своих постелях. Для того, чтобы вести вышеописанный образ жизни, нужно отсутствие всяких занятий и присутствие здорового чувства романтики + презренных денег.  День-ги же лучше зарабатывать тем,  что лучше всего умеешь. Поэтому ДжОрПС никогда не станет крутым. Да и особого устремления нет: мы не относимся к этому чересчур серьезно.

Мы уже свое отхипповали - как американские детки большей частью состоятельных родителей,  поиграв в Свободу,  всегда возвращались домой, если не умирали от своих игрушек. Из всей этой псевдооэлитарной тусни, дай Бог, десять человек сделали что-то существенное.  Остальные же,  вернувшись назад, продолжали бизнес своих папаш или начина-ли свой. И умнели - современная российская молодежь презрительно называет это "обмажориться". Почти все из ДжОрПС хотели бы обмажориться - так, чтобы приносить хоть какую-то ощутимую пользу, если не другим, так хоть себе. И хотелось бы сделать это по возможности эстетски - чтобы потом, когда отыграет детство в жопе, за нашим дура-чеством проглядывала бы работа - действительно работа, а не ошибки молодости.

А никому не нужные идеалы и тенденция к постоянному эскапизму так же, как и детство в жопе, проходят годам к три-дцати.

И дай Бог, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, потраченные на дуракаваляние.

Джаз-оркестру Памяти Сальери стыдно, надеюсь, не будет.

Примечание: мнение автора статьи может НЕ СОВПАДАТЬ.


впервые опубликовано в в альманахе «Чёрный Петух», № 2, 1996.

Напишите автору

 
Так называемая эмблема нашего сайта "Точка зрениЯ". Главная | Авторы | Произведения | Наш манифест | Хроники "Точки Зрения" | Наши друзья | Форум | Чат | Гостевая книга | Напишите нам | Наша география | Наш календарь | Конкурсы "Точки Зрения" | Инициаторы проекта | Правила
Хостинг от uCoz