Так сказать, одна из точек зрения на примере Литературный сайт "Точка Зрения". Издаётся с 28 сентября 2001 года. А Вы что подумали?
...
 

ГЛАВНАЯ

АВТОРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
НАШ МАНИФЕСТ
НАША ХРОНИКА
 
НАШИ ДРУЗЬЯ
 
ФОРУМ
ЧАТ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
НАПИШИТЕ НАМ
 

Главный редактор: Алексей Караковский.

Литературный редактор: Дарья Баранникова.

© Идея: А. Караковский, 2000 – 2001. © Дизайн: Алексей Караковский, 2001. © Эмблема: Андрей Маслаков, 2001.

 

Юлия Телешова

НУ ПОДУМАЙТЕ О НЕБЕ ИЛИ, ХОТЯ БЫ, НЕ О СЕБЕ (Несколько мыслей, промелькнувших после прочтения стихов Александра Дегтярева (Фудзи)
(Аналитическая статья)


Странная вещь - верлибр одна из древних форм стихосложения, но до сих пор и наиболее дискутируемая форма: если современная зарубежная поэзия – это чаще всего верлибр, то в русскоязычной – бытует мнение, что автор, пишущий верлибром, просто ленится или не умеет рифмовать… Но когда говорят об отсутствии в русскоязычной поэзии достойных образцов верлибра, то поневоле задумываешься – а скольким поэтам, может быть будущим уитменам или мастерсам, в свое время сказали тогдашние «специалисты»: «Стихи писать - это труд и работа, а у вас - не стихи… не пишите больше – не стоит»… или: «А вам, юноша, лучше заняться лепкой… или музыкой…». Вряд ли мы когда-нибудь уже узнаем это – но нам повезло больше – у нас есть интернет, где можно найти таких авторов, такие стихи, что хочется бегать и кричать : «ааа…. чудесно-то как…». Причем, автор даже жив еще…

Так что же верлибр – свободный стих - на самом деле? Поэзия это все-таки или нет? И что такое тогда вообще поэзия? Только ли простая зарифмованная и ритмически организованная речь? И если это так, то почему глядя на поразивший архитектурный памятник, на картину, слушая музыку, мы часто говорим: «О! Это поэзия (в камне, красках, звуках)»? Что позволяет говорить о поэзии там, где нет ни рифм, ни размера? Значит, на самом деле, поэзия для нас не просто организованная речь – это очень короткое, но сильное попадание, совпадение эмоций и впечатлений с какой-то духовной, душевной, скорее всего даже не осознанной в тот момент потребностью – в чем - это сродни чувству удивления, когда случайно вставленный ключ в случайный, незнакомый замок – вдруг поворачивается. И здесь даже не важно, что сейчас откроется дверь, что за ней что-то окажется - нет, даже хочется повернуть ключ еще раз – обратно – чтобы еще раз почувствовать – удивление, обладание, чудо…

Когда-то прочитала: ученые выяснили, что неспособность многих людей воспринимать классическую музыку с ее полифонией, связана с отсутствием определенной структуры мозга- нет извилины и человек воспринимает и понимает только простые и четкие ритмы…

Интересно, с чем тогда связано желание привести слова и мысли в строго структурированную форму, когда читая можно покачивать ногой в такт, или легко, не сбиваясь, не задумываясь, не напрягаясь – отстукивать ритм пальцем? Но ведь не каждую мысль хочется так отстучать – не каждое чувство, ощущение, переживание ложится в строгие рамки…

Говорят, что каждая девятая волна – самая большая – да ничего подобного! Это было бы просто скучно, и незачем было бы сидеть часами на берегу, завороженно глядя на волны, пытаясь разгадать их мелодию, понять ритм их песен, чтобы в какой –то момент вдруг понять - как абсолютное знание – идущая шестая, или седьмая, или десятая волна – будет самой большой. Да даже дышит человек неровно – периодически делая более глубокий вдох ( самое ритмичное дыхание у аппарата для искусственной вентиляции легких, кстати).

Итак – свободный стих… На самом деле его свобода – это не отсутствие привычных жестких рамок рифм и размера (когда слова и мысли загоняются в загончики строф, похожих на кирпичи – из них так легко возводить стены и укрепления ) – это не совсем так и это - не главное… Свобода здесь - это прежде всего свобода читателя – свобода дышать со стихотворением, свобода лететь с ним по просторам воображения, памяти, и главное – свобода не остановиться на последней точке …

Я не хочу сказать, что все остальное – плохо или не нужно, но… Разве можно рассказать о снах – тех, которые только тень прикосновения к нашему разуму, зарифмовав и вогнав в черную прямоугольную коробочку на бумаге? Можно ли рассказать таким образом о дожде, так чтобы почувствовать, что по твоему лицу стекают капли? Можно ли рассказать о тумане, незаметно окружающим нас, об изменившемся свете фонарей и луны? О взглядах, о несказанных словах, о небе … Пожалуй можно – почти – но останутся ли потом чувства со-прикосновения, со-полета, со-касания…

Иногда своих снов - мало или просто их невозможно запомнить или вспомнить… Иногда нет возможности взлететь, когда очень надо… Иногда хочется все отдать за одно родное прикосновение к руке… А иногда даже нет времени просто посмотреть на небо и невозможно пожалеть об этом…

Но всегда можно открыть страницу Фудзи, вздохнуть поглубже, расправить крылья для свободного полета и полететь – его небо всегда открыто и там всегда будут видны звезды, даже в снег… или туман.

см. также произведения Александра Дегтярёва (Фудзи).

 

Напишите автору

 
Так называемая эмблема нашего сайта "Точка зрениЯ". Главная | Авторы | Произведения | Наш манифест | Хроники "Точки Зрения" | Наши друзья | Форум | Чат | Гостевая книга | Напишите нам | Наша география | Наш календарь | Конкурсы "Точки Зрения" | Инициаторы проекта | Правила


Хостинг от uCoz