Екатерина
Данишевская
ГЛУПОЕ
СОЛНЦЕ ЕВЫ ШАТЕЛЕЙ
(Литературная
публицистика)
Я -
глупое солнце.
Фигня. Но с кем не бывает?
Я - слабое солнце.
Меня на всех не хватает.
Я - гнусное солнце.
Я...
Помните, в начальных
классах школы часто давали такое
задание: описать картинку из учебника.
Мамы и папы, тщательно бдящие за только
начинающими грызть пресловутый гранит
чадами, терпеливо растолковывали
нарисованное, а запомнившиеся слова
потом безударным потоком выдавались
учителям. Номер прокатывал. Потом на
смену предмету «Чтение» приходил
предмет «Литература». Мамы-папы уже
отвыкли от совместного с весьма
подросшим ребёнком бдения над книжками,
а тут вот оно, то чем пугали, задавая
описывать картинку: Сочинение. Ну и что
это и как это пишется, скажите на милость??
И бог с ним, с «проведённым летом», тут
причины драмы невесть от чего
потонувшей Катерины требуют! А не умеем-с…
С сочинениями всё было
проще. Вот тебе критики, вот тебе
биографии, вот тебе пособия. С миру по
строчке слепил – и будет. А всё, что я
знаю о Еве Шателей – её стихи,
представленные на сайте «Точка Зрения».
Немного. Но и немало. Не будем трогать
такие затасканные темы как «духовный
мир», «лирический герой» и всяко-разные
проблемы. Хотя потому, что не по зубам.
Попробую лучше представить своё видение
и понимание её стихов. Может, отличное от
авторского. Может, отличное от
читательского. Никак не мнение
аналитика и уж тем паче критика.
«Кто-то курит, я — пишу
слова» - начинает своё представление
читателям, авторам, редакторам и прочим
захожим прохожим Ева. Тушу окурок и
подкуриваю следующую сигарету. Открываю
сборник «Я – глупое солнце…»
Это
пошло - писать стихи,
Когда вокруг рушится жизнь.
Это страшно - писать стихи,
Когда вокруг рушится жизнь.
А забавно - писать стихи,
Когда вокруг рушится жизнь.
Так банально - писать стихи...
Да, вот так вот. А кто,
собственно, сказал, что стихи – это
форма? Не положено рифмовать слово с ним
же? А куда, простите, и кем не положено-то?
«Ладонь
в слезах. Рыдать нелепо.
Сквозь липкие ресницы – небо»
Когда я порекомендовала
одному знакомому со стихиры (небезызвестные
стихи.ру) почитать Еву Шателей, он вынес
вердикт: «Ну, немного плаксиво и слишком
по-женски. Такое больше женщинам
нравится». А я – женщина и мне нравится.
Потому что небо, рассмотренное сквозь
липкие ресницы, ярче. А ладони в слезах –
чувствительней. И как бы Ева не
настаивала, что у неё «вместо сердца -
часы со скрипом», она добавляет «но
сердце без иллюзий и надежд Всего лишь
мясо к красному вину». По-женски, очень
по-женски. Потому как иллюзии и надежды
– неотъемлемые от женской сущности вещи.
В ней нет ни грамма
превозносимой в женщинах сладкости. Она
– «как сода. Белая, не съедобная и
быстро растворяюсь». И слава богу. Не
всем страдать от схожести с приторной
сахарной пудрой.
Перечитываю написанное и
ловлю себя на несвойственных
феминистических нотках:) Это – всего
лишь эгоизм. Злюсь, когда мои восторги не
разделяются. А в то же время, в этом ли
суть? Ну и пусть их не разделяются, целее
и целостней будут. А не разделяются
скорее потому, что страшно мужикам, что
мы, женщины, вот так вот заговорили. Без
пристального глядения в рот и
обморочных состояний от комплиментов.
«Я не боюсь быть сильной
Кто не боится меня?»
Ну что, есть такие?
Ваша,
К. |