Василий
Гаврилюк
РЕЧИ
И ВЫСТУПЛЕНИЯ
(Публицистика и эссе)
АНТИЭСТЕТИЧНЫЕ ИГРЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
# К. А. К. Э. Р. # СТИХИ ДЛЯ ЖЕЛУДКА
# О ( ) # ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
# ПАРА СЛОВ О ЛИТЕРАТУРЕ
Т.Ф., как
обычно.
АНТИЭСТЕТИЧНЫЕ
ИГРЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Правила
На выбор
предлагается несколько игр (1-4). Игры
придуманы либо неизвестным автором,
либо мной. Однако из-за их очевидности я
предполагаю, что я их придумал не первый,
поэтому все они придуманы не мной. Игры
можно играть либо по отдельности, либо
совмещать их в произвольных комбинациях.
1. Столовая,
сцена у транспортёра
0 Игроков.
Игра невозможна
1 Игрок,
исполняющий одновременно роль и
Ведущего и Ведомого. Игрок покупает в
общественной столовой обед, съедает его
(но не до конца, оставляет множественные
объедки – корки хлеба, недоеденный суп,
второе, десерт – далее Реквизит) и
относит поднос к транспортёру – далее
Зона Игры. Ставит его и отходит от Зоны
Игры на 3 – 5 шагов (дальше нельзя, т.к.
Реквизит может покинуть Зону Игры) и с
непринуждённым видом возвращается.
Далее Игрок начинает доедать и допивать
всё оставленное в Реквизите. Когда
Реквизит начнёт, двигаясь по
транспортёру, покидать Зону Игры,
эффектным аккордом может стать стакан с
соком, снятый с уходящего подноса,
допитый и поставленный на следующий
поднос. Такой жест придаст Игре
достоверности. Однако Игра с одним
Игроком сильно проигрывает Играм с
большим количеством участником.
2 Игрока.
Игроки разделяются на Ведомого и
Ведущего. Ведущий покупает и ест обед (разделение
может происходить и после совместной
трапезы), а после относит Реквизит в Зону
Игры. Роль Ведомого аналогична
предыдущему варианту.
3 Игрока.
Возможны два варианта. Первый вариант:
два Ведущих создают Ведомому
продолжительный поток Реквизита в Зоне
Игры. Во втором варианте двое Ведомых
придают Игре натуральности путём
выяснения отношений в Зоне Игры по
поводу отдельных составляющих
Реквизита.
M Игроков.
Игроки разделяются на две команды:
Ведущие (k Игроков, k больше либо равно
единице) и Ведомые (n Игроков, n также
больше либо равно единице). Игра
происходит по тем же правилам что и в
описанных выше вариантах. В предельном
варианте в игре участвуют все
посетители столовой.
2. Два
студента, метро и винегрет
0 Игроков.
Игра невозможна.
1 Игрок,
исполняющий одновременно роль и
Ведущего и Ведомого. Игрок занимает
желательно сидячую позицию в вагоне
метро при прохождении как можно более
длительного перегона. Игрок начинает
громко сетовать на утомлённое состояние,
связанное с передозировкой спирта.
Игрок громко выражает желание
регургетировать (стошнить). Наконец он
сгибается пополам и, сопровождая свои
действия соответствующими звуками,
выдавливает из заранее припасённого за
пазухой пакета себе на ладонь некоторое
количество винегрета (далее Реквизит).
После чего Игрок начинает есть Реквизит
с ладони.
2 Игрока.
Игроки разделяются на Ведомого и
Ведущего. Ведомый сетует Ведущему на
своё состояние, а Ведущий успокаивает
его и просит потерпеть до следующей
станции. Ведомый пытается потерпеть, и,
наконец, не справляется с собой и
извергает Реквизит на подставленные
руки Ведущего. После они вместе его
поедают.
3 Игрока.
Игрока. Возможны два варианта: двое
Ведущих и один Ведомый и наоборот.
M Игроков.
Игроки разделяются на две команды:
Ведущие (k Игроков, k больше либо равно
единице) и Ведомые (n Игроков, n также
больше либо равно единице). Игра
происходит по тем же правилам что и в
описанных выше вариантах. В предельном
варианте в игре участвуют все
находящиеся в вагоне метро.
3.
Членовредительство в общественном
туалете
0 Игроков.
Игра невозможна.
1 Игрок. Игрок,
исполняющий одновременно роль и
Ведущего и Ведомого. Игрок при помощи
ножа для разделки рыбы перерезает себе
горло и забрызгивает своей кровью
кафель.
2 Игрока.
Игроки разделяются на Ведомого и
Ведущего. Ведущий берёт нож для разделки
рыбы (далее Реквизит) и перерезает горло
Ведомому, забрызгивая его кровью кафель
(далее Зона Игры).
3 Игрока.
Возможны два варианта: двое Ведущих и
один Ведомый и наоборот. В первом
варианте Ведущие вдвоём перерезают
горло Ведомому Реквизитом и после
забрызгивают Зону Игры его кровью.
M Игроков.
Игроки разделяются на две команды:
Ведущие (k Игроков, k больше либо равно
единице) и Ведомые (n Игроков, n также
больше либо равно единице). Игра
происходит по тем же правилам что и в
описанных выше вариантах. В предельном
варианте в игре участвуют все
находящиеся в общественном туалете,
перерезают друг другу горло Реквизитом
и забрызгивают кровью всю Зону Игры.
4. Игра
0 Игроков.
Игра невозможна.
1 Игрок,
исполняющий одновременно роль и
Ведущего и Ведомого. Ведущий исполняет
все Игровые Действия.
2 Игрока.
Игроки разделяются на Ведомого и
Ведущего. Ведущий совершают Игровые
Действия по отношению к Ведомому.
3 Игрока.
Возможны два варианта: двое Ведущих и
один Ведомый и наоборот. Соответственно
либо двое Ведущих совершают Игровые
Действия над Ведомым, либо один Ведущий
совершает Игровые Действия над одним
Ведомым.
M Игроков.
Игроки разделяются на две команды:
Ведущие (k Игроков, k больше либо равно
единице) и Ведомые (n Игроков, n также
больше либо равно единице). Игра
происходит по тем же правилам что и в
описанных выше вариантах. В предельном
варианте в игре участвуют все
находящиеся в Зоне Игры, дружно совершая
Игровые Действия.
К. А.
К. Э. Р.
Глядя на
двери кабинок, исписанные хулиганскими
словами: как много неприличного, как
некрасиво у нас в уборной, сколь бедны
наши чувства к женщине, как циничны мы,
люди спецшколы.
Саша
Соколов, «Школа для дураков»
1.
Корни этого
нового вида искусства уходят в глубь с
настойчивостью верблюжьей колючки, и
представить их на обозрение широкой
публике куда сложнее, чем накопать
червей для рыбалки (благородное дело! Но
спиннинг лучше, и не надо со мной спорить,
а то я позову Илью Теренина, и отвечать
за последствия будете уже вы) или хрена.
2.
Современное
искусство всё сильнее тяготеет к
абсолютной власти художника над
материалом без каких либо усилий с его
стороны – собственно «кухня»
становится всё проще и проще, ремесло
постепенно выветривается и остаётся
лишь чистое единение идеального замысла
художника с его материальным
воплощением. Поэтому реди-мейд, простота
исполнения, хэппенинг – всё это
приобретает всё большее и большее
значение. Какеры сумели достичь
абсолютных высот в этой области –
выразить себя таким способом технически
проще, чем зарифмовать слово «навоз» со
словом «понос», и в итоге остается
только лишь идеальный замысел как он
есть, никаких артефактов. Другим
преимуществом нового вида
изобразительного искусства над косной
классикой является простота
уничтожения произведения и создания на
его месте нового – а это немаловажно для
такого остро социального вида искусства,
пронизывающего общество, становящегося
его осевым элементом наподобие поэзии в
древней Японии и Китае.
3.
Возможно, «коробки
с дерьмом художника» Пьеро Мандзони, 1961,
Милан, частное собрание, сложенные с «фонтаном»
Марселя Дюшана, тоже Милан, 1917, галерея
Шварц, приправленные общей тягой
современного искусства к перформансу,
реди-мейду (это я уже говорил, но
повторюсь, и, быть может ещё не раз) а
также к ещё нескольким
транслитерированным английским словам
и дали бы такой результат, но дело в том,
что никто ничего специально не
складывал и не приправлял – всё
родилось само по себе, точнее - по
забывчивости – автор просто забыл
сдёрнуть. Главное, что художник смог
заметить рождённое им прекрасное и не
дал умереть нечаянно зародившемуся
новому виду человеческого
самовыражения.
4.
Итак, что
такое К. А. К. Э. Р.?
В
расшифрованном виде этот акроним
занимает куда больше места, но я всё же
приведу его целиком: Когорта
Агрессивных Каловых Экстремалов России,
как ни помпезно это звучит. Их искусство,
по духу близкое к граффити – та же тяга к
простому росчерку, та же острая
асоциальность, те же проблемы художника
с окружающими в случае если его застигли
на месте создания композиции, тот же
адреналин, та же быстрота исполнения –
состоит в создании художественных
композиций из неубранных экскрементов и
мочи художника, художественно
размещённых в унитазе (классические
какеры используют только рабочий объём
унитаза, в отличие от различных
новомодных направлений, использующих
весь объём туалетной комнаты),
декорированные обрывками туалетной
бумаги.
Какеры,
работающие в смешанной манере
используют и другие изобразительные
техники, различные вспомогательные
средства, в том числе масляные краски,
гуашь, пластилин и многое другое.
5.
Так что, зайдя
в общественный туалет, не удивляйтесь.
Лучше попытайтесь призвать на помощь
своё чувство прекрасного и оцените
цветовую гамму и композицию
предложенного вам произведения
искусства. Насладитесь и оставьте своё.
И не забудьте
сдёрнуть.
Минимализм
нынче опять в моде.
СТИХИ
ДЛЯ ЖЕЛУДКА
Бывает такая
шахматная квалификация – шахматный
композитор. Человек, сочиняющий
шахматные задачи. Набоков, к слову, был
шахматным композитором. Но это к слову.
Мысль мне
пришла совсем не по поводу шахмат (автоматически
цепляющийся за все неровности глаз
заметил забавное (детское в чём-то)
повторение в «по поводу»). Я и в шахматы
то играю не очень. Я хорошо готовлю. Для
мужчины, конечно. То есть я не знаю
никаких рецептов, всё что я знаю – это
некие основные принципы приготовления
еды. И, зная их, я творю - чистая
импровизация. «Экспромт, да?», как
выражается Саша Собко.
Так вот, мысль
мне пришла следующая. Так же как
настоящему композитору для того чтобы
творить не нужна ни шахматная доска, ни
музыкальный инструмент, настоящему
кулинарному композитору не нужна ни
плита, ни продукты. Он пишет рецепты, как
стихи. Просто основываясь на некоторых
основных принципах (ритм, рифма, форма) и
призывая на помощь своё вдохновение.
Читать
кулинарные книги соответствующе. Именно
читать, а не готовить. Чтобы не
спускаться с небес на грешную землю -
ведь не все мы играем как Паганини (или
Дэвид Гилмор) – и иногда не всё у нас
получается.
На прощание я
расскажу Вам, что я приготовил себе на
ужин вчера. Пункты 1 – 9 можно прочитать в
моём рассказе «Ужин» – там описывается
подготовка к приготовлению (приготовление
к подготовке) двух карпов. Так вот, карпы
были подготовлены в соответствии с п. 1-9,
посолены и помещены на смазанную маслом
сковороду. Сковорода была убрана в
духовку до того как карпы слегка
поджарились. После к ним была прибавлена
первая сметана. Задача первой сметаны,
равно как и предварительного
обжаривания карпов (его можно проводить
как на огне, так и в духовке) – создание
вкусовой базы, примы получающегося
гастрономического аккорда. После того
как первая сметана была прожарена, к
карпам была добавлена вода. Тушащиеся в
духовке карпы создали пятую ступень
аккорда – ещё не определяющую его
окраску, но создающую твёрдую
гармоническую опору. После
приблизительно полуторачасового
тушения к карпам была добавлена вторая
сметана, точнее - соус, состоящий из
сметаны, соевого соуса, зелени, чеснока и
специй. С соусом рыба тушится десять
минут, создавая третий звук – терцию,
собственно и определяющую минорную или
мажорную окраску аккорда. На
стихотворение этот рецепт не тянет, зато
вкусно получилось.
Ну вот,
собственно, и всё. А слабо приготовить из
курицы Gmaj7#5? Если нет, то пришлите,
пожалуйста, рецепт. Я почитаю.
P.S. Я был бы
весьма признателен, если бы Вы сообщили
мне, как зовут музу кулинарии. Кстати,
как я уже говорил, смешение различных
чувств называется «синэстезия».
О ( )
В каждой вещи,
в каждом деле – даже самом
несущественном - есть что-то главное (а в
нашем деле (а читатель, я очень надеюсь
на это, знает, что есть наше дело), деле
сложном, запутанном, опасном, и (увы!) –
бессмысленном, так вот, в нашем (я
надеюсь, что читатель хотя бы знаком с
нами, если уж и не знает ничего о нашем
деле) бессмысленном деле, самое главное
– это внимательно расставлять скобки,
правильно организуя архитектуру текста
– ставить фильтры от чужаков,
расставлять ловушки для шпионов и
просто сбившихся с дороги путников –
вроде тебя, дорогой читатель! - и
герметически прятать смысл, оставляя,
все же, в укромном – но доступном! - месте
ключ. Главное – не попадать в самим
собой расставленные сети, забыв,
например, закрыть скобку – читатель
будет проскальзывать глазами
оказавшийся в предательских скобках и
низведённый до ранга примечания
философский экзерсис («Во-вторых,
принципиальная конечность как
единомоментного восприятия (грубо
говоря, недостаток оперативной памяти)
так и общего объёма актуализируемой
системы (конечность жесткого диска)
вносят свои вклады в несовершенство
картины, в идеале стремящейся к кругу
бесконечного радиуса, но размыкаемого в
зябнущую на концах (порождая
автоматически два вечных вопроса –
рождения и смерти) прямую.»), нетерпеливо
ожидая завершения какой-либо
несущественной фразы («в самый
неподходящий момент молния его ширинки
заклинила, и он, переминаясь с ноги на
ногу, тщетно пытался….»), по небрежности
автора приобретшей (и деспотично
пользующейся!) право собственности на
шедший за ней отрывок) и что-то
второстепенное – но есть отнюдь не
потому что так устроены вещи – отнюдь! –
а потому что так устроены люди (как
устроены вещи – всегда находящиеся в
глухих скобках – узнать не
представляется возможным, поскольку
ровно как для того чтобы понять
устройство людей надо быть одним из них,
то и для проникновения в суть вещей надо
стать вещью – или, говоря проще, умереть
– но это будет не твоё знание, а знание
твоего трупа (вещи в очередной -
последний - раз обманут тебя)).
Главное
закрывать скобки столько же раз, сколько
ты их открыл, не больше и не меньше –
только тогда появляется право на новый
абзац.
Проверь
скобки – все ли ты закрыл, не сквозит ли
откуда незамеченный смысл
незаконнорожденного бытия - и только
тогда начинай новый абзац, читатель (и
писатель – ведь каждый читатель в какой-то
мере писатель и наоборот).
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ОТБОР
При
воздействии неблагоприятного фактора
слабые особи погибают, а сильные –
естественно нет. Сильные никогда не
погибают. Сильные особи всего лишь
становятся слабыми. А слабые,
естественно, погибают.
Слабые всегда
погибают. Сильные – никогда.
ПАРА
СЛОВ О ЛИТЕРАТУРЕ
1. Простая
мысль
Что такое
удачный образ, совершенная метафора?
Не более чем
совершенный консонанс двух нот, двух
образов. Однако что совпадает, что поёт в
унисон?
Нахождение
этого, хотя бы не называние, а просто
нахождение, - чисто художественная
задача. И задача эта – лингвистически-логического
свойства. Разработка нового (просто
нового или дополнительного к уже
имеющемуся) набора базисных векторов,
новых слов для этого мира, открытие
новых чувств.
Ведь они есть
– иначе что же обьединяет образы в
метафоре. Неназванное, но существующее.
2. Не менее
простая
Стихи в
классическом своём виде мне надоели –
очень похоже на остывший вчерашний ужин,
вкусный – но вкусный вчера. Все эти
поэтизмы, все попытки запрягать в одну
колесницу смысл и форму (а после
разгадывай кроссворд – что хотел
сказать автор), крайнее (по сравнению с
прозой) неудобство самовыражения…
Хотя Бродский
мне нравится. Но он – скорее ритмичная
проза, чем классический стих.
Поэтому стих
должен становиться подчёркнуто стихом,
чтобы выжить, используя все имеющиеся у
него приемущества. Кристаллизоваться,
чтобы слова скрадывались в идеальную
кристаллическую решётку, к каждой
выпуклсти – своя выемка, чтобы читателю
и в голову не приходило использовать
другое слово – просто таланта чтобы не
хватало.
И тогда
станет понятно, что это действительно
иссуство. Даже такому как я.
3. И ещё одна
В основе
стихосложения лежит Принцип,
превращающий его из просто написания
текста в стихосложение. Принципы могут
быть различными. В европейской традиции
оперируют такими понятиями как ритм,
размер, рифма. В азиатской – рифма по
большей части необязательна, её могут
заменять такие вещи как омнимичность.
Так что никто не мешает воспользоваться
каким-либо другим. Лично мне нравится
тот, что положен в основу игры в города –
название следующего определяется
концовкой предыдущего. Или, например,
вот такой – он, кстати, позволяет
сохранить удобное для чтения (как вслух,
так и про себя) деление на аккуратно
составленные в столбик строки – в
качестве рифмы берётся слово,
заканчивающееся так, как начинается
следующее. Что-то вроде «Нетушки, ушки я
тебе целовать не дам, дамский угодник!».
Впрочем, подобное активно насаждается в
свременной пожзии.
Я не
специалист, но понятно, что Принцип,
каким бы он не был, в принципе произволен.
Выбор его зависит, по видимому, от
структуры языка – перспективен тот,
которому следовать достаточно сложно (чтобы
было ясно, что ты пишень стихи, а не что-нибудь)
– поэтому глагольные рифмы считаются
дурным тоном – слишком просто, но при
этом чтобы он не ставил перед пишущим
слишком сложных проблем (как, например,
принцип игры в города – слишком сложно).
4. И
последняя
Исусство должно быть
направлено вовнутрь. Вот, напимер,
музицирование – при отсутствии
музыкального инструмента оно целиком
внутри человека. Или – спорт. Отсутствие
материальной привязанности помогает
сохранить свежесть.
Так что чаще
жгите рукописи. Расставайтесь с ними
легко – главное потерять невозможно. Но
для того чтобы это понять, нужно сжечь
уйму рукописей. Или просто не написать
её.
АНТИЭСТЕТИЧНЫЕ ИГРЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
# К. А. К. Э. Р. # СТИХИ ДЛЯ ЖЕЛУДКА
# О ( ) # ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
# ПАРА СЛОВ О ЛИТЕРАТУРЕ
|