Владимир
Караковский КАМЕННЫЙ
ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Литературная
публицистика)
Уже давно прошел
серебряный, а тем более — золотой век
русской литературы. Всем ясно, что
деградация культуры налицо, но еще никто
не осмеливался называть какие-то эпохи
бронзовым и каменным веком. Мы же,
альманаховцы, не боимся это определить и
говорим: да, сейчас каменный век русской
литературы.
Бронзовый или
железный век — это век гитары,
бардовской песни и советского рок-н-ролла
— всего того времени, когда литература и
впрямь часто пелась под аккомпанемент
металлических струн, призывающих к
борьбе. Он начал развиваться в 50-х годах (видимо,
с появлением Ю. Визбора) и окончательно
погиб в середине 90-х годов, когда верх
взяла русская и зарубежная поп-музыка,
снова заставившая пойти музыку и
литературу разными дорожками. Хотя так
четко делать границы не следует, ибо
рождение эпохи, как и умирание, было
постепенным.
Однако,
поразмышлять я хотел вовсе не об этом
времени. Недавно начал свой путь
каменный век, а точнее, начался он как
раз с появлением и укреплением
КАЧЕСТВЕНННОЙ поп-музыки в нашей стране.
В принципе, поп-музыка и остальной шоу-бизнес,
собственно, и олицетворяют этот век. Но
помимо них существовала, и по-прежнему
существует другая, совершенно
противоположная сторона. Это —
современная литература. Она
подразделяется на две части. Дряхлая,
псевдоклассическая литература,
представителями которой являются люди
старого, советского времени (например,
Солженицын), но которые продолжают
писать. Однако, эти люди уже не
характеризуют новую эпоху, они лишь
являются ее небольшой частью (за
исключением гениев), так как привыкли
бороться ПРОТИВ либо Советской Власти,
либо ПРОТИВ врагов Советской Власти.
Гораздо большее значение для нашего
времени имеют молодые, по большинству
своему, неизвестные писатели, т.е. вторая
половина представителей современной
литературы — те, которые привыкли
бороться не ПРОТИВ, а ЗА — ЗА право быть
услышанным в гомоне желающих оставить
свой вклад в мировую культуру.
Несложно
догадаться, что сейчас в нашей стране
наблюдается творческий подъем. Прежде
всего, это связано с политическими
событиями в стране, изменившими весь
путь развития России. Это новые, доселе
неизвестные политические законы и
правила, это безумная свобода, это
разруха, это отчаяние, это новая жизнь с
совершенно неопределённым будущим.
Несмотря на полную свободу, мы еще не
отвыкли от старых тоталитарных привычек,
и потому получается «свобода под
плеткой». Плётка при этом воображается
нами же самими!…
Одним словом,
Россия снова, как и всегда, пошла по
своему особенному, неизведанному пути.
От этого и без того туманное будущее
становится еще более непонятным, а
потому и страшным. Сразу же появляется
желание уйти в себя, в свой мир, который
более предсказуем.
Мы,
альманаховцы, так и сделали. Мы ушли в
свой мир и пишем не для абстрактных масс,
а для себя, «в стол», и нам наплевать на
общественное мнение! Вот почему в нашей
литературе всё-таки преобладает
футуризм, авангард, полный сумбур, взрыв
свободы, крик безумной душевной
революции. Да, наша проза — это наш
первобытный крик. И это творится в наших
душах. Это — новый каменный век!!!
*
Простите, что
говорю от лица всех нас — но мне
хотелось обобщить своё восприятие
нашего сообщества, того, как мы живём и
что думаем. Конечно, это вряд ли касается
всех… С уважением, ваш Вова Караковский.
11.12.02.
|