Так сказать, одна из точек зрения на примере Литературный сайт "Точка Зрения". Издаётся с 28 сентября 2001 года. А Вы что подумали?
...
 

ГЛАВНАЯ

АВТОРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
НАШ МАНИФЕСТ
НАША ХРОНИКА
 
НАШИ ДРУЗЬЯ
 
ФОРУМ
ЧАТ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
НАПИШИТЕ НАМ
 

Главный редактор: Алексей Караковский.

Литературный редактор: Дарья Баранникова.

© Идея: А. Караковский, 2000 – 2001. © Дизайн: Алексей Караковский, 2001. © Эмблема: Андрей Маслаков, 2001.

 

Михаил Мирский

ИСКУССТВО РЕТРОСПЕКТИВЫ (О СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ «УТРО БОЛЬШОГО ПОГРОМА» ЕЛЕНЫ ГОНЧАРОВОЙ)
(Аналитическая статья)


 

Кто-то заметил, что любое искусство – это всего лишь умение остановиться и рассмотреть сквозь себя то, что осталось позади. Что значит – увидеть себя в зеркале времени. Это высказывание в значительной степени относится к поэтическому творчеству Елены Гончаровой.

 

Еще одно наблюдение: любая попытка проанализировать поэтическое произведение рано или поздно упирается в стену непонимания. Я хочу сказать, что невозможно до конца понять, осознать, проанализировать творчество – это, скорее всего, и есть главный критерий существования искусства – его непостижимость. Можно только проследить отдельные тенденции, проходящие через все творчество автора на определенном участке его пути, многократно воспроизведенные – и поэтому наиболее очевидные. Здесь сделана попытка приблизиться к пониманию поэтического мира Елены Гончаровой, исходя из позиции человека, смотрящего в прошлое, свойственной ее лирическому герою.

 

Искусство видеть мир в ретроспективе и – одновременно – глубоко чувствовать текущее мгновение отличает ее стихотворения. Иногда начинает казаться, что в них настоящее становится неотличимым от отражения прошлых переживаний в хрустальной призме памяти.

 

«соленые, сладкие, постные

зачем они ей, позаброшенной?

единственным берегом острова

ей стало хрустальное прошлое...»

 

Повторение прошлого в настоящем становится мучительным: цикл замыкается, заключая в свои пределы человека. Но бесконечное повторение невозможно – в коридоре из зеркал, отражающих другие зеркала из мерцающей зеленоватой глубины, слишком явно выплывает ощущение пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Ретроспектива по закону маятника (из настоящего в прошлое и обратно) становится невыносимой; осознание, что прошлое – по своей сути статично, рождает желание действовать в настоящем.

 

«...нечаянно

остановился ход тоскливых дней

качается

как маятник мир пустоты моей,

которую

я заполняю именем твоим...

любим...»

 

Конфликт между прошлым и настоящим, между ретроспективным осознанием неповторимости уже произошедшего и стремлением жить и чувствовать «здесь-и-сейчас» порождает внутренний раскол, некоторую двойственную позицию поэтики Елены Гончаровой.

Одним из путей разрешения этого конфликта является попытка сохранить мгновения прошлого, воплотив их в проекции на настоящее:

 

«не сметь, не разбить, не опомниться!

сберечь драгоценные ветоши!»

 

Но, рано или поздно, неизбежен «надрыв», необходимость переосмысления и, быть может, – отказа от прошлого.

 

«это только возможность начать с белизны посторонней,

на которую сызнова лягут чернильные завитки…

заметай же следы моей слабости белой колючей ладонью,

заметай мое прошлое с ним, погибая сама от тоски»

 

Вся сложность и двойственность позиции автора прослеживается уже в двух первых строках катрена: с одной стороны – стремление «начать с белизны посторонней», но с другой – на эту «белизну» «сызнова лягут чернильные завитки...» Сызнова, – то есть цикл – в который раз! – замыкается. «Прошлое» ассоциируется лирическим героем со «слабостью», от которой нужно избавиться, – но и «погибнуть от тоски». В этом – трагедия человека и поэта, чья песня звучит «на собственный лад против собственной воли».

 

Звучание «в унисон» прошлого и настоящего в стихотворениях Елены Гончаровой рождает новые удивительные сочетания, заставляющие почувствовать мгновение, на котором автор фокусирует свой взгляд, во всей его полноте и неповторимости. Мгновение при этом перестает относиться только к настоящему, но и не становится всего лишь достоянием прошлого. Происходит синтез, дающий начало особой, неповторимой поэтике – поэтике «бессезония».

 

«а…где мой зонт? пойду, пройдусь аллеями

да черт с ним, там всего лишь морось…

ведь, странно…одинаково болели мы,

вот только вылечились от хворобы порознь…

 

дышать, шуршать, упиться каплей осени -

я не люблю ее, но разве выбираю я?

она, одно, сгребет меня руками косными…

как жаль, что не бывает бессезония…»

 

Отсюда и мотив прощания, проходящий сквозь художественный мир Елены Гончаровой – отражение зеркала прошлого в зеркале настоящего. В этом  – художественное значение ретроспективы в ее творчестве. Ее стихотворениям свойственна особая гармоничная напряженность, – откуда берет свои истоки «утро большого погрома» – разрушение, предвещающее пробуждение и наступление нового – и, несомненно, прекрасного – дня.

 

«я сорвусь в твою пасть, выбегая в потемках из дома,

чтоб исполнить с тобою предутренний гимн в унисон…

это только зима, а не смерть…это утро большого погрома,

и на миг, лишь на ночь, был нарушен глубокий мой сон…» 

 

Напишите автору

 
Так называемая эмблема нашего сайта "Точка зрениЯ". Главная | Авторы | Произведения | Наш манифест | Хроники "Точки Зрения" | Наши друзья | Форум | Чат | Гостевая книга | Напишите нам | Наша география | Наш календарь | Конкурсы "Точки Зрения" | Инициаторы проекта | Правила


Хостинг от uCoz