Михаил
Мирский
ИСКУССТВО
РЕТРОСПЕКТИВЫ (О СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
«УТРО БОЛЬШОГО ПОГРОМА» ЕЛЕНЫ
ГОНЧАРОВОЙ)
(Аналитическая статья)
Кто-то
заметил, что любое искусство – это всего
лишь умение остановиться и рассмотреть
сквозь себя то, что осталось позади. Что
значит – увидеть себя в зеркале времени.
Это высказывание в значительной степени
относится к поэтическому творчеству
Елены Гончаровой.
Еще
одно наблюдение: любая попытка
проанализировать поэтическое
произведение рано или поздно упирается
в стену непонимания. Я хочу сказать, что
невозможно до конца понять, осознать,
проанализировать творчество – это,
скорее всего, и есть главный критерий
существования искусства – его
непостижимость. Можно только проследить
отдельные тенденции, проходящие через
все творчество автора на определенном
участке его пути, многократно
воспроизведенные – и поэтому наиболее
очевидные. Здесь сделана попытка
приблизиться к пониманию поэтического
мира Елены Гончаровой, исходя из позиции
человека, смотрящего в прошлое,
свойственной ее лирическому герою.
Искусство
видеть мир в ретроспективе и –
одновременно – глубоко чувствовать
текущее мгновение отличает ее
стихотворения. Иногда начинает казаться,
что в них настоящее становится
неотличимым от отражения прошлых
переживаний в хрустальной призме памяти.
«соленые,
сладкие, постные
зачем
они ей, позаброшенной?
единственным
берегом острова
ей
стало хрустальное прошлое...»
Повторение
прошлого в настоящем становится
мучительным: цикл замыкается, заключая в
свои пределы человека. Но бесконечное
повторение невозможно – в коридоре из
зеркал, отражающих другие зеркала из
мерцающей зеленоватой глубины, слишком
явно выплывает ощущение пустоты,
которую необходимо чем-то заполнить.
Ретроспектива по закону маятника (из
настоящего в прошлое и обратно)
становится невыносимой; осознание, что
прошлое – по своей сути статично,
рождает желание действовать в настоящем.
«...нечаянно
остановился
ход тоскливых дней
качается
как
маятник мир пустоты моей,
которую
я
заполняю именем твоим...
любим...»
Конфликт
между прошлым и настоящим, между
ретроспективным осознанием
неповторимости уже произошедшего и
стремлением жить и чувствовать «здесь-и-сейчас»
порождает внутренний раскол, некоторую
двойственную позицию поэтики Елены
Гончаровой.
Одним
из путей разрешения этого конфликта
является попытка сохранить мгновения
прошлого, воплотив их в проекции на
настоящее:
«не
сметь, не разбить, не опомниться!
сберечь
драгоценные ветоши!»
Но,
рано или поздно, неизбежен «надрыв»,
необходимость переосмысления и, быть
может, – отказа от прошлого.
«это
только возможность начать с белизны
посторонней,
на
которую сызнова лягут чернильные
завитки…
заметай
же следы моей слабости белой колючей
ладонью,
заметай
мое прошлое с ним, погибая сама от тоски»
Вся
сложность и двойственность позиции
автора прослеживается уже в двух первых
строках катрена: с одной стороны –
стремление «начать с белизны
посторонней», но с другой – на эту «белизну»
«сызнова лягут чернильные завитки...»
Сызнова, – то есть цикл – в который раз!
– замыкается. «Прошлое» ассоциируется
лирическим героем со «слабостью», от
которой нужно избавиться, – но и «погибнуть
от тоски». В этом – трагедия человека и
поэта, чья песня звучит «на собственный
лад против собственной воли».
Звучание
«в унисон» прошлого и настоящего в
стихотворениях Елены Гончаровой
рождает новые удивительные сочетания,
заставляющие почувствовать мгновение,
на котором автор фокусирует свой взгляд,
во всей его полноте и неповторимости.
Мгновение при этом перестает относиться
только к настоящему, но и не становится
всего лишь достоянием прошлого.
Происходит синтез, дающий начало особой,
неповторимой поэтике – поэтике «бессезония».
«а…где
мой зонт? пойду, пройдусь аллеями
да черт
с ним, там всего лишь морось…
ведь,
странно…одинаково болели мы,
вот
только вылечились от хворобы порознь…
дышать,
шуршать, упиться каплей осени -
я не
люблю ее, но разве выбираю я?
она,
одно, сгребет меня руками косными…
как
жаль, что не бывает бессезония…»
Отсюда
и мотив прощания, проходящий сквозь
художественный мир Елены Гончаровой –
отражение зеркала прошлого в зеркале
настоящего. В этом –
художественное значение ретроспективы
в ее творчестве. Ее стихотворениям
свойственна особая гармоничная
напряженность, – откуда берет свои
истоки «утро большого погрома» –
разрушение, предвещающее пробуждение и
наступление нового – и, несомненно,
прекрасного – дня.
«я
сорвусь в твою пасть, выбегая в потемках
из дома,
чтоб
исполнить с тобою предутренний гимн в
унисон…
это
только зима, а не смерть…это утро
большого погрома,
и на
миг, лишь на ночь, был нарушен глубокий
мой сон…»
|