Александр
Руденко
ТЕАТР
ЖЕСТОКОГО ЗРИТЕЛЯ
(Рассказ)
Припарковав
авто у парадного я, тем не менее, зашел в
Театр со служебного входа. У двери с
табличкой «Посторонним вход воспрещен»,
мимо которой я проходил, по пути в свою
гримерную, стояли и курили двое - потный
лысеющий мужчина в черной майке и
женщина с густо накрашенными губами.
Видать, они были из тех самых
непосторонних, о которых никто ничего не
знал, кроме того, что никто о них ничего
не знает. Они не удостоили меня и
взглядом, но я в большом смятении прошел
мимо, как проходит простой, незаметный
служащий мимо босса, с женой которого он
ненароком переспал.
Войдя в
гримерную, я увидел спину, затруднявшую
мне обзор комнаты.
- Кхгумм!-
кашлянул я, привлекая внимание к своему
появлению.
- Да-да, слышу,
пришли, хорошо...- сказал кто-то из
глубины комнаты.
Хозяин спины
не повернулся, не отошел, а продолжал
стоять, лишь изредка делая упор на
другую ногу. Обойти его я не мог, разве
что, частично пребывая телом в стене, а
это, простите меня, абсурд! Не имея ни
малейшего понятия о человеке этой спины,
я не решался к ней притронуться вежливым
отстраняющим жестом; не решался и
попросить отойти, опасаясь, что всякое
мое требование, пускай даже такое
ничтожное и обыденно-разумеющееся,
совершенно незаметное в нормальном
обиходе как, суть, требование, на которое
обыкновенно отвечают автоматическим
действием, неведомый спиновладелец
сочтет за дерзость с моей стороны, и не
оставит моего нахального поступка без
последствий.
В таком
стесненном положении, между чьей-то
спиной и дверью, я простоял минут
пятнадцать, что, конечно, очень задело
мое самолюбие.
- Гно,- говорил
я себе. - Ты ведь не какой-то там уборщик в
гримерных, ты ведь актер! Что, так и
будешь стоять здесь, словно прокладка,
защищающая эту спину от сквозняка?
Из глубины
комнаты внезапно донесся голос:
- Возможно,
это зашел Марк Гно, а вы как думаете?
- Вряд ли это
он,- тут же, даже не обернувшись, дабы
удостовериться наверняка, ответил Спина.
Далее все та
же картина: спина, широкая, как
холодильник, и тишина, прерываемая лишь
простудным сопением Второго, Кто В
Комнате.
Я не знал, что
мне делать в сложившейся ситуации:
1) предъявить
им себя, подорвав, тем самым, доверие
Второго к Спине? (А ведь если последний
какой-то важный человек, то это будет
ужасно!);
2) тихонько
выйти, повременить чуток за дверью, и
снова зайти, словно впервые? Но ведь и
Спина и Второй прекрасно знают, что в
гримерной кто-то есть, что кто-то все это
время стоит у двери. Если я выйду и снова
зайду, обращая на себя внимание (а я
считал, что вправе это сделать, ведь меня,
как я только что убедился, здесь ждали),
то находящиеся в комнате могут заметить,
что предыдущего зашедшего нет в
гримерной, и это неприятно их поразит -
они либо подумают плохо на меня (что я
вошел раньше, а затем, постояв, вышел и
снова зашел, словно специально над ними
издеваясь!), либо усомнятся в себе, в
своей способности чувствовать, мол, все
это время ощущали чье-то присутствие,
знали - кто-то в гримерной есть, а
оказывается, что никого-то и нет! А такая
мысль - это ведь для них просто кошмар
какой-то! Никак нельзя возбуждать в
таких людях подобные мысли, тем самым,
выводя их из равновесия и поощряя
возникновение у них всяческих
комплексов - ведь важные люди очень
ранимы;
3) вовсе это и
не такие люди, а обыкновенные, не важные,
следовательно: а) осуществление плана 1)
меня унизит,что недопустимо ни перед
коллегами, ни, тем более, перед какими бы
то ни было прочими не важными людьми; б)
при выполнении плана 2) я подвергнусь еще
большему унижению, правда, только в том
случае если оба наверняка знают о моем -
и именно моем - присутствии в гримерной.
Следовательно,
в любом случае предпочтительнее такое: я
выхожу тихонько в коридор, пристаю к
первому встречному и, под каким-то
предлогом, заманиваю его вслед за собой
в гримерную, после чего стараюсь
спокойствием своего состояния уверить
Спину и Второго , что я только-только вот
зашел, а этот, с которым они меня заметят,
и есть тот, кто все это время стоял в
стесненном положении, в качестве
прокладки от сквозняка.
Я вышел в
коридор, но как назло он был безлюден,
если не считать пары молчаливых,
высокомерных, мрачных непосторонних.
Что они за люди и люди ли они вообще?
Зябко поежившись, я повернулся к ним
спиной и пошел в сторону сцены,
разуверившись уже в реальности
произошедшего со мной в гримерной, -
воспоминание об этом постепенно
истлевало и размывалось в моей памяти,
как средней яркости сон.
Дойдя до
кулис, я остановился и огляделся, -
никого. Сегодня не было ни выступлений,
ни репетиций. Однако в зале собралась
толпа. Она вопила; слышались
оглушительные ружейные выстрелы и
завывания рикошета; истошные крики о
помощи заглушались громкими
нецензурными угрозами (видимо пользуясь
случаем всеобщего скопления, люди
сводили друг с другом какие-то свои
счеты, а то и просто развлекались,
стреляя, пыряя друг друга ножами и
подрезая бритвами - ведь они пришли сюда
отдохнуть, разрядиться после трудовой
недели, а сцена пуста). Оставалось
загадкой, что привело их сюда, ведь
актеры вообще никогда не выступали
перед зрителями; они постоянно играли
при пустующем зале, который
воспринимался ими как потерявший свое
первозначение элемент истории, рудимент
былого смысла. Актеры всегда выступали
лишь для себя самих, и это было для них
важно, это преисполняло их высокого о
себе мнения как о творящих (на чужой,
воображаемый ими взгляд) некое
недоступное пониманию других таинство,
в этих стенах Театра - и это отличало их
от остальных людей, о которых они ничего
не знали, к которым относились с
жалостью, презрением и опаской, словно к
бездомным собакам.
Постепенно
сходились другие актеры и работники
сцены, привлеченные волнениями толпы, ее
воплями, выстрелами и жуткими стонами.
Иногда в зале страшно кричали женщины -
нечеловечески, кровоморозно, - видимо с
ними творилось нечто ужасное, не
укладывающееся в сознании. Слышались и
всякие иные малопонятные звуки,
например какое-то технической природы
подвывание, или рык неведомых животных,
иногда какая-то шизофреническая музыка (наподобие
этого рассказа).
Я чуть-чуть,
буквально на глаз, раздвинул шторы кулис
и посмотрел в зал. Он был погружен во
мрак, но первые ряды, на которые хватало
скудного аварийного освещения, были
хорошо видны. В глубине человеческой
массы иногда загорались спички, огни
зажигалок, изредка фонари, которые тут
же разбивались и тухли. Однажды
перевернулась и лопнула горевшая
керосиновая лампа и огненная капля
расползлась по дюжине голов. Толпа
восторженно загудела.
Мне было
абсолютно непонятно, почему имея перед
глазами просторное, никем не занятое
возвышение сцены, никто из теснившихся в
зале не пытался на нее влезть. Возможно,
их не покидала надежда дождаться какого-нибудь
зрелища с нашей стороны, и они боялись
осквернить собой сцену? А может она была
для них желаема вне стен Театра, но
примелькавшейся здесь? Ведь, говорят, по
праздникам, когда актеры отдыхают на
дачах или дома, в кругу семьи, толпы
заполняют зал, даже платят кому-то,
возможно непосторонним, большие деньги
за право посидеть там, наблюдая
пустынную, как Гоби сцену, фантазируя на
тему «закулисная жизнь актеров» -
загадочных обитателей Театра.
Рассказывают, что такие посещения
считаются у них престижным
времяпрепровождением.
В неясных
отблесках пожиравшего людские головы
пламени, я заметил некоторые моменты
происходившего на балконах. В основном
там кишела молодежь. И она развлекалась
тем, что кидала в партер зажженные
спички, остро отточенные штыри и
различные тяжелые предметы: кресла,
бутылки... Кое-кто мочился вниз, пытаясь
погасить горящие головы - видимо они
устроили соревнование, кто больше
погасит. Иногда они бросали за перила
друг друга, раскачав за руки и за ноги.
Реже бросались сами, видимо в каком-то
экстазе.
Оторвавшись
от страшного зрелища, я заметил, что
закулисье набито актерами и работниками
сцены, глазевшими в дыры штор, ради чего
даже повыстраивались в пирамиды,
повлезав друг другу на плечи. Увлеченный
зрелищем, я и сам не заметил, что на моей
спине примостилась какая-то женщина,
жадно глядевшая в зал поверх моей головы,
а у моих ног скорчились двое пьянчужек-статистов,
приникнув к щели между штор.
Я снял со
своих плеч женщину, уступил ей свое
место (на нее тут же вскочила резвая
девочка и женщина, не удержав внезапной
тяжести, упала вместе с наездницей; пока
они поднялись, их место заняли другие), а
сам решил снова зайти в гримерную. По
дороге я встретил непостороннего,
который давеча курил с женщиной у своей
двери. Поравнявшись со мною, он
приостановился и, вдруг, сильно, со всего
маху, ударил меня твердым кулаком в нос.
Я упал на пол, заливая его кровью, и не
веря еще, что так дешево отделался.
Приподнявшись,
я заметил, что он свернул в сторону сцены.
Я решил повременить с посещением
гримерной и пойти посмотреть на
результаты появления непостороннего в
закулисье. Пока я ковылял по коридору,
ощупывая опухшее лицо и размечая дорогу
прерывистой красной линией, меня
догнала та женщина, с которой курил мой
обидчик, и безо всяких слов остановила,
раздела, разделась, сама, бросила на пол
каким-то восточным приемом и сделала
меня прямо в коридоре.
Мимо спешно
проходили люди, которых распугал в
закулисье непосторонний. Они радостно
обращали на нас внимание, показывали
пальцами, и делали это не оттого, что
зрелище казалось им непривычным, нет,
просто они были еще под впечатлением
событий в зале, и, поэтому, все им сейчас
казалось особенно ярким и замечательным
- их восприятие было чрезвычайно
обострено.
Закончив и
одевшись, женщина ушла, но, не пройдя и
двух шагов, встретилась с непосторонним,
возвращавшимся из закулисья, несшим в
руке отрезанную детскую голову. Вдвоем
они подошли ко мне, и он протянул голову
мне. Я взял. Затем они тут же занялись
любовью, а я стоял - голый, опухший лицом,
- держал за волосы отрезанную голову
ребенка и наблюдал за ними, озябший, с
хлещущей из носу кровью.
Так я стоял
часов пять, не меньше, даже не подумывая
уйти, пока они не закончат и не отпустят
меня. Стоя столбом посреди коридора, я
лишь улыбался изредка проходившим мимо
меня знакомым и незнакомым людям,
пребывая в исключительном смущении. Они
понимающе улыбались в ответ и старались
поскорее пройти зону непосторонней
любви.
А я даже
поговорил с женой, которая приехала меня
накормить, ибо, по не установленной еще
причине, буфета в Театре не было. От еды я
отказался, ссылаясь на отсутствие
аппетита. Жена меня очень за это ругала,
поучая, что человек должен кушать в
любой ситуации, несмотря ни на что, но я
ее задобрил ласковыми словами,
рассмешил диалогом с отрезанной детской
головой (слова которой читал сочным
басом), и уговорил ее съесть мой обед,
после чего она некоторое время стояла
рядом со мной, наблюдая за
непосторонними, затем ей это надоело, и
она повернулась уйти, предварительно
спросив: не принести ли мне баночку, куда
я смог бы помочиться, не покидая своего
поста. Я отказался, и она ушла, поцеловав
меня на прощание.
Минуя дверь с
табличкой «Посторонним вход воспрещен»,
она вся подобралась, стараясь ступать
как можно тише. Но все эти жалкие попытки
пройти незамеченной ей не помогли -
дверь распахнулась и оттуда вышел
мальчик лет десяти, который присел
позади нее и вцепился зубами ей в икру,
вцепился и не отпускал, а она,
передвигаясь при помощи стен,
равнодушно и целеустремленно шла к
двери на улицу, истекая кровью на его
отрешенное лицо. Но вот она вышла и
скрылась за углом, вместе с мальчиком-капканом.
Когда игры
непосторонних завершились, они молча
оделись и ушли, так и не обратив на меня
ни малейшего внимания. И тогда я горько
усмехнулся, переживая налетевший тайфун
чувств.
Одевшись, я
отнес голову, все еще бывшую у меня, к
двери непосторонних и пошел к себе в
гримерную.
Войдя, я
убедился, что Спина так и не сдвинулся с
места. Ни на дюйм.
- Кто там
зашел?- тут же гнусаво спросил Второй.
- Не знаю, -
равнодушно ответил Спина.
- Может быть
это Марк Гно? - снова спросил Второй.
- Я так не
думаю, - скептически отнесся к его
предположению Спина, и не пытаясь
проверить.
- Да, это я! -
раздался мой голос.
Тут же Спина
отошел в сторону, и я увидел Второго.
- Инспектор
полиции Лоуренс, сказал он, протягивая
мне руку. Я пожал холодную, как мерзлая
рыба ладонь. Рассмотреть я его не успел,
ибо он быстро повернулся ко мне спиной и
всю беседу так и простоял. Неоднократно
я оборачивался, надеясь увидеть спереди
Спину N1, но тот, сразу же разгадав мои
намерения, отвернулся лицом к двери.
СПИНА N2: Вас
зовут Марк Гно?
СПИНА N1 (резко,
прежде чем я успел открыть рот):
Отвечайте!!
Я: Да.
СПИНА N2: Вы
способный актер?
СПИНА N1:
Громче!!
Я: Н-ну, я не
знаю...
СПИНА N2:
Отвечайте, как считаете сами, без ложной
скромности.
СПИНА N1: Не
юлить!!
Я: Да, я,
безусловно, очень талантлив.
СПИНА N2: Какие
роли вы исполняли?
СПИНА N1:
Быстрее!!
Я: Гроба,
Гриба, Герба, Граба, Горба, Крана, Керна,
Корна, Крона, Хрена...
СПИНА N2:
Достаточно.
СПИНА N1:
Хватит!!
Я: А в чем,
собственно, дело?
СПИНА N2: Здесь
вопросы задаем мы.
СПИНА N1:
Молчать!!
Я: Понял.
СПИНА N2: Не
угодно ли вам выйти к зрителям?
СПИНА N1: Не
раздумывать!!
Я: Зачем? То
есть я хотел...
(Сильный удар
сзади по голове сбил меня с ног. Я упал на
пол, где получил, вдобавок, удар ногою в
живот.)
СПИНА N2: Стало
быть, согласны. Вы храбрый человек, хвалю.
СПИНА N1:
Встать!!
Увидев меня,
зрители притихли. Лишь кое-где, по углам,
стонали пострадавшие в шабаше, да
тихонько плакали друзья и близкие
погибших.
Вдруг в
ближних рядах произошло шевеление, на
сцену влез бородатый мужчина и спросил
меня, подойдя:
- Что вам
здесь нужно?
- Я актер! -
ответил я, поражаясь такому невежеству.
- Кто?-
усмехнулся мужчина.
- Актер,-
повторил я этому невежде с интонациями,
какие применяются в общении с малыми,
глупыми детишками.
В зале
раздался смех.
- Слезайте, с
вас уже смеются,- победно сказал я,
почувствовав публику.
- Ошибаетесь,-
сказал он.- Смеются с вас, ибо не вы актер,
а мы актеры. Вы же, - он показал рукою на
кулисы, за которыми сейчас собрались все
работники Театра, - вы же лишь зрители.
И он
гомерически расхохотался. Зал также
взорвался смехом.
- Слезай к нам
и будь актером! - кричали мне. - Это ни с
чем не сравнимо! Это - свобода!
И они
накинулись друг на друга, творя каждый с
каждым все, что придет в голову. В
основном жестокости.
|