Марат
Садченко
ЛЮБИТЕЛЬ
(Ч. 3)
(Роман)
Задумчивое
время суток. День думает о ночи. Вечер.
Отрыв от
примелькавшейся ограды стены к
единственно оставшейся открытой лавке.
–
Дождался?
Мой золотой
нечастым стуком по бедному прилавку
приводит старика в суетливый трепет.
–
Вон ту!
Дыня тяжело –
со старческим перегнувшимся через доску
вздохом перекочевала в мои руки. Он
непомерно долго отсчитывал сдачу и
потом еще долго-долго смотрел вслед
светящемуся ароматом плоду, проданному
в лапы этому странному Человеку Чужих
Земель.
Редкие,
редкие люди навстречу.
Их глаза
встречаются с гуляющими по улице моими,
они уступают дорогу еще за десяток шагов
и я чувствую – на спине за последнее
время, наверное, образовался в том месте
нарост, – провожают, провожают
взглядами этого необычного человека – (Гения?
Иностранца? Сволочь?!) с большой дыней на
руках, шагающего и с удовольствием
цепляющегося за неровности тротуара их
города.
“На душе у
человека свободно как в степи над
городом. Или нет! Как в небе за степью”.
Лагерная
часть дня закончена.
Через ерунду
минут вступит в силу заслуженный отдых.
До самого утра снова отложатся и
греческие амбиции, и варварские
недовольства. Самодовольство отложится
тоже. На самом законном основании “посольской
неприкосновенности” я потеряюсь в
стенах гостиницы для всего населения
Танаиса кроме одной его маленькой
жительницы. На всю ночь… И только с
рассветом, с краешком солнца
заместитель архонта по отряду отыщется
первым прохожим на одной из улиц. А до
утра (громадный вагон времени!) любое
мужское общество откладывается вообще.
Темные
трещины на зданиях и тротуаре как
каменная паутина. И я иду по паутине
нарезанной романтичным пауком-временем
согласно воле вчера раскалившего камень
солнца и прошедшего ночью дождя.
До ночи, до
густого тумана усталого забытья перед
сном – когда для моего едва
управляемого сейчас пущенного на
неосмотрительный самотек вдоль улицы
планера вспыхивают спасительные огни на
втором этаже, где можно все забыть,
говорить, как хочешь и приземлиться,
осталось совсем немного.
Как часто не
вписываюсь от усталости руками-крыльями
в дверные проемы, валюсь, зацепившись за
кресло на кровать с мгновенно
пугающимся ребенком, и в этой катастрофе
разбиваюсь так, что все мое запретное
содержимое бездумным туманом
растекается по обломкам и заполняет
комнату…
Но об этом
только не сейчас, не на улице.
Осталось
совсем немного продержаться, дотащить
эту проклятую дыню до милого здания,
дальше будет коротенький подъем – (если
шагать через три ступеньки – то пять
шагов), дверь, а там…
И я вхожу:
–
Привет.
Лицо
повернулось и кивнуло.
“Не очень то
приветливо…”
–
Опять меня сегодня забыл разбудить.
–
Гостиничный
старикан и ухом не ведет.
–
Смотри, я ведь архонту скажу, он тебе
такого устроит…
–
У тебя плохое настроение, – он
подошел к шкафчику, достал оттуда
буханку, вернулся к стойке и принялся
нарезать: – У меня тоже.
–
Вот как? Публичные дома закрылись,
или в кабаках вино кончилось? А? Старый, а
старый?
Он посмотрел,
не отрываясь от своей резьбы по хлебу.
–
…Признайся старый, ты по публичным
домам-то еще ходишь?
Ничуть не
обиженный такими словами, “старый”
остается пассивным:
–
Что приготовить на ужин?
“Какой
неинтересный старый” – как сказала бы
девочка.
–
На твое усмотрение – я протягиваю
дыню: – Вот это спрячь до завтра, –
подхожу к лестнице:
–
Моя-то наверху?
–
А где же ей быть?
Как ты и
наказывал.
–
А кто ее привел? Нисохорм или его раб?
–
Андроник, как всегда…
–
Я так и думал. Архонту не терпелось в
баню. Ну да ладно, – “что еще?” – Так мы
скоро выйдем. Только повкусней там что-нибудь
состряпай. – Поднимаюсь по ступеням.
–
Ладно, – доносится уже в спину.
*
Та самая
скрипучая половица. И продолговатый
холод, от которого весь день стыла грудь,
превращается в ключ от тюрьмы с
маленькой узницей внутри. Маленькая уже,
наверное, смотрит на дверь.
“Интересно,
сегодня угадаю – откуда?”
Открываю:
“Так и есть”
–
Застывшее
личико смотрит с подоконника.
–
Холодно ведь на открытом окне сидеть,
– закрываю дверью сквозняк, и маленькая
ножка “не холодно” расслабилась и
свесилась к полу.
–
А так темно.
Подумав,
девочка слазит навстречу подошедшему
хозяину.
“Ну и дает.
Нашла что натянуть…” – большой для
такой маленькой свитер, забытый мной
сегодня утром.
–
Как настроение? Что будем делать?
–
Чиво? – не понимая, чего хочет от нее
этот как всегда подозрительный по
вечерам тип, переспрашивает маленькая.
–
Я говорю – не знаю чем заняться.
–
А мне все равно надо спать. Когда я
пришла, то все время хотела, – “ты
значит сам, а я сама собой…” – Ведь
сейчас поздно? Да? Нужно ложиться спать?
– припухшие губки выговаривают это
очень равнодушно и, ожидая ответа,
кусают одна другую.
–
Вообще-то рановато.
Выражаю
сомнение гулким обходом между ребенком,
столом и кроватью в дальний конец
комнаты: через плечо констатирую всю “заспанность”
не обернувшейся фигурки, и скользкими
шажками вернувшись, подбрасываю прядь
на детском затылке. Маленькая дернулась,
с запозданием отбиваясь, но я, проскочив
в зону видимости, уже безобидно
потягиваюсь. Для полноты вздоха
разрезаю грудь молнией; растягивая
расколотый панцирь, с чувством
потягиваюсь еще раз – долго, насколько
хватает терпения мышц на руках.
“Похоже, что
опасность миновала” – девочка еще
присматривается к хозяину. Но он сегодня
чуть-чуть грустный, и какой-то неопасный.
Ну, пусть тогда садится вон в то кресло!
Озеро
двадцати семи квадратных метров родной
обстановки по каналам ноздрей заливает
потоком привычных запахов все тело,
переполняет и валит его на мягкое
сидение.
На “подойди
сюда” указательного пальца, ребенок
отрицательно мотает головой.
Наверное, у
меня взгляд “не такой”.
Я добавляю
выражению лица как можно больше
безобидности, снова маню, и она подходит.
–
Огонь сама зажжешь?
–
Давай!
“Похоже, что
сегодня прятаться за сном, чтобы не
приставал – не нужно…”
Маленькая
берет поданную зажигалку.
Два раза –
искры, на третий – новый гипсовый
подсвечник принимает из вытянутой
детской ручки перевернутый огонь. Тепло
и свет – немного, но приятно.
–
Возьми.
Зажигалка
возвращается.
Родное личико
хмурое той же погодой что и почерневшее
от света окно.
–
Скучала?
Она думает и
отрицательно мотает головой.
–
А то мне один солдат рассказывал, он
тут живет где-то рядом, – как иду,
говорит, так часто и вижу – сидит одна на
окне, смотрит куда-то, непонятно куда.
Головка вдруг
вскинулась:
–
Ты уверен?
–
Что?
–
Скажи – уверен! – с легким
беспокойством маленькая уперлась
височком в угол высокого стола.
–
Ну, уверен…
–
Что ты беремен, – пасмурно
улыбнулась она на хозяина, на огонь, в
окошко. Так же внезапно насупилась снова
– несостоявшемуся эффекту.
–
Полдня наверное думала на своем окне
как бы не забыть мне сказать? Опять в
школе подцепила?
–
Ага.
–
Черти что, – чтобы сделать приятное,
я “сержусь”: – Каждый день что-нибудь
новенькое, – глазки, наконец, начинают
светиться не только от свечки: – Что
радуешься? А ну иди сюда, – ловлю сразу
ослабевшего ребенка.
–
Глупая, маленькая, замерзла ведь и
вправду, слушаешь всякую ерунду на
уроках, в этой школе, в этом городе. А
потом еще и здесь… – лапы согревая
бегают по всему тельцу, но не сильно
низко; – И кошка сегодня столько под
дверью нявчала, – “согретая” девочка
выныривает затылком из-под их захвата: –
Хватит.
Уже не так
грустно.
–
А приходи к нам, – предлагает она: –
Сам услышишь. Я все не услышала. И
учитель даже говорит всякое.
“но мне и
лагерных острот хватает”.
–
Приходи, а?
–
Не знаю, может быть, на днях.
–
Ну и не надо. – Она резко обижается.
Отходит от
стола и показывает язык: – Дурак.
Наклоняюсь с
кресла, чтобы схватить опять –
маленькая отскакивает:
–
Дурак приставучий.
Гасить
детскую вспышку лучше всего
необращанием внимания. Небрежно
отклоняюсь обратно.
Маленькой
сразу становится нечего делать.
Стоять на
месте глупо, на кровати полдня нечего
было делать – сейчас тем более…
–
Я пошутила.
Следующий шаг
навстречу должен быть моим.
–
Ты что, и вправду как от нас пришла,
на окне сидела?
Маленькая
подняла руки и схватилась за край стола.
Спряталась, выглянула.
–
А что мне еще делать?
–
Не знаю. Поспала бы, что ли, пока меня
нет.
–
Не. Не хочется.
“Скажи лучше,
страшно одной в комнате”.
–
Тогда пошли, поедим?
Я не тороплю
– у маленькой девочки тоже плохое
настроение. Прямо эпидемия какая-то
сегодня.
–
Пошли.
Она идет к
двери, оборачивается на все еще сидящего
хозяина: – Ну пошли-ии.
Встаю и
спускаюсь за уже застучавшими по
лестнице шажками.
*
Стол стоит
уже накрытым.
Девочка
подбежала, взобралась на стул. Ожидающий
хозяин гостиницы – (по совместительству
– шпион за мной, а с недавних пор путем
подкупа еще и за маленьким ребенком)
привстал со своего места напротив:
–
Тебе что?
Маленькая
быстро оглядывает.
–
Вот это, это и еще вот столько рыбок,
– показали четыре пальчика.
“Надо будет
приналечь с ней на математику”.
Под
накладывающие постукивания ложки
прохожу, сажусь на свой стул и жду, когда
наш шпион-прислуга обслужит и меня.
–
Так. Тоже, что и ей, только в полтора
раза больше.
Моя тарелка
возвращается с явно неодобрительным
видом.
–
Ты мало ешь последнее время… –
старческий контраргумент, если я
действительно надумаю стучать
Нисохорму.
Отмахиваюсь:
–
Как всегда.
Принимаюсь за
котлету и салат.
“А ничего,
вкусно”.
Показываю
вилкой:
–
Сам-то чего? Ешь давай, а то подумаю,
что отравлено.
Со старческим
кряхтеньем и ворчаньем он приступает
сперва к салату. Но без особого
энтузиазма.
–
Что? Не нравится, как сам приготовил?
Он
прожевывает:
–
Просто спешить некуда.
–
Это вам, – грязная вилка два раза
тыкнула воздух: – надо есть побольше, вы
молодые.
Я наклоняюсь
через стол:
–
Что-то разучительствовался наш
старик. Тебе-то хоть понравилось?
Маленькая
кивает.
–
А на тарелке тогда почему осталось?
Наелась уже? – кивок повторяется.
Она
соскальзывает со стула:
–
Я пойду наверх?
–
Иди.
Чтобы
доставить удовольствие ближнему,
накладываю с миски себе еще орехов в
зелени. Ближний проводил взбежавшую
наверх девочку:
–
Хороший у тебя ребенок.
Хорошие слова
для укорачивания стариковских жизней.
–
Засмотрелся, засмотрелся уже. Смотри,
за тобой тут присматривают.
Он чуть не
поперхнулся:
–
Ну, разве я в этом смысле.
–
Тогда я понял. Извиняюсь.
–
Ничего.
“Ничего,
ничего, я чуть что и за уже обещанное
вознаграждение тебя твой собственный
раб и зарежет. Тут в таких делах не до
шуток”.
–
Спасибо за ужин, – отодвигаю тарелку,
– “неплохой все-таки человек наш
комнатосдатчик”: – Ну а теперь давай
последние новости. По Танаису и
окрестностям.
–
Новости?
–
Да-да, давай выкладывай. Или опять
секреты за моей спиной?
–
Какие секреты? О чем ты? – старый
потянулся налить никем
невостребованное вино, и я жду несколько
старческих глотков.
Кружка
отставляется:
–
Главная новость – то, что сарматы
пытаются узнать, куда угнали Атик с
Фазодом.
–
Не добили его в Тавриде, теперь ищут
ветер в поле? Ну-ну…
–
Сарматы сейчас у царя на особом
положении. Мы как-никак тоже под ним
ходим.
–
Ну, это пока что. Дальше.
–
Старым караульным частям полиса
тоже не нравится наша связь со скифами.
–
Наплевать. Это не новость. Дальше.
Что архонт?
–
Нисохорм нервничает.
–
В этом я сегодня убедился. Еще что-нибудь?
–
Нет. Это все. И если хочешь мой совет,
то постарайтесь на учениях не уходить
далеко в степь. Мало ли что…
–
Ну ладно, – поднимаюсь из-за стола: –
Если пораньше меня разбудишь, то не
уйдем. И утром – стакан сока. Не забудь.
–
Хорошо.
*
Подъем пять
минут назад уже проторенной дорогой.
Вхожу. Дверь закрыть поплотней.
И шторой. “Это
никогда не лишне”.
Маленькая уже
сидит в хозяйском кресле, ждет.
–
Сейчас. Только сниму эту гадость.
Бронежилет
косо падает на стул в углу.
Хозяин
подходит к столу. Девочка продолжает
сидеть.
–
Что сегодня в школе делала? – я
наклоняюсь над книгами и толстым
альбомом для рисования (изготовлено в
СССР) заменяющем маленькой ученице
тетради.
–
А вот… – она показывает: – Ой, это не
то.
Но я уже
перехватил:
–
Это какой урок был посвящен этому
зверю?
–
На летиратуре.
–
Вот, – перелистнула первоклассница:
– Сегодня опять училась буковки писать.
Моему взгляду
доверяют посмотреть на маленькие,
неумелые, царапающие черточки. Я
разглядываю и незаслуженно хвалю:
–
Уже получается.
Она
перелистывает дальше.
–
А учитель говорит, что плохо.
–
Он тебя обманывает.
–
Нет. Он серьезный.
–
А сама сейчас свое имя написать
сможешь? А потом прочитать?
Маленькая
пожимает плечами.
“Притворяется”.
–
Давай, попробуй.
Из-под моей
руки вытаскивается придавленная к столу
ручка. Лев переворачивается вниз мордой.
И она
небрежно, старательно задерживая над
каждой буквой дыхание, начинает
выводить.
Предпоследняя
тщательно подправляется. Первая
подводится еще раз, и маленькое личико,
отклонившись назад, гордо оглядывает
свое творение: – Кажется, получилось…
Кривые
буковки лежат в разные стороны, у двух
или трех расчленены суставы, но не
восхититься ими нельзя.
–
Здорово.
Только вот
эта, по-моему, в другую сторону должна
смотреть.
Девочка
сперва недоверчиво смотрит и,
спохватившись, поправляет, окончательно
все размазав.
Отстранилась:
– “Ну, как?”
–
Теперь намного лучше. Сама прочтешь?
Сопливо
вздохнув, маленькая ученица медленно, по
черточке прочитывает свое свежее,
корявое (еще и ручка заедала) царапанье.
–
А что получилось? – я откидываюсь
назад.
И губки, опять
два раза сперва неуверенно убеждаясь в
написанном про себя, наконец-то в полный
голос произносят имя.
Ребенок
победно улыбается:
–
А теперь ты напиши свое.
–
На этом же листе?
–
Да.
Вынимаю из
пальчиков теплую ручку:
–
На греческом?
–
Нет. По-своему, – радостно, будто
сама придумала, догадывается девочка.
Я записываю.
Она смотрит.
–
А вот эта и эта как у нас, – пальчик
тыкает: – Верно?
–
Верно. Все правильно. Я сам, когда
учился, то читал и писал гораздо хуже,
чем ты сейчас.
Личико
повернулось:
–
Правда?
А рисовать
тебя тоже учили?
–
Нет. Рисовать научился сам.
Маленькая
вдруг долгожданно вспоминает, – я ведь
еще сегодня не отчитывался:
–
Ой, а сегодня ты рисовал?
Уже успевший
нагреться под рубашкой лагерный альбом
вытаскивается и доверчиво кладется
перед провожающим всю эту процедуру
взглядом на стол – поверх школьной
книжки очередной необходимой по
программе ерунды.
Какое-то
время идет листающий, иногда
останавливающийся на старых картинках
поиск. Еще один листик…
–
Вот это? – ненужный вопрос сказан и
тут же забывается.
Она
разглядывает.
–
Это скала?
–
Да. А похоже?
Следует
насколько похвальный, настолько и
завистливый кивок.
–
Опять под музыку рисовал?
–
А как же иначе. –
Альбом
закрывается.
–
А мне дашь?
–
Что, послушать? – прикидываюсь я
полуграмотным по предмету “музыка”.
–
Да, послушать. Как сегодня в лагере.
–
А если, – показываю на окно: –
прибегут и будут кричать? Тут же не
лагерь…
–
А мы сделаем громче, или, – находит
решение догадливая девочка: – я буду
слушать через на-ушах-кружочки, а сверху
еще твой шлем одену.
–
И сразу рисовать будешь?
Маленькая
опять без комплексов превращает чужую
идею в свою: – Буду.
*
Ну вот. Хоть
одному человеку поправлю настроение.
Подчищу совесть.
И хотя это,
конечно, отменяет на сегодня все
страшные кровати, но не добавлять же, в
самом деле, к своему и так уже
чудовищному званию еще и титул – “Музыкальное”.
|