Так сказать, одна из точек зрения на примере Литературный сайт "Точка Зрения". Издаётся с 28 сентября 2001 года. А Вы что подумали?
...
 

ГЛАВНАЯ

АВТОРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
НАШ МАНИФЕСТ
НАША ХРОНИКА
 
НАШИ ДРУЗЬЯ
 
ФОРУМ
ЧАТ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
НАПИШИТЕ НАМ
 

Главный редактор: Алексей Караковский.

Литературный редактор: Дарья Баранникова.

© Идея: А. Караковский, 2000 – 2001. © Дизайн: Алексей Караковский, 2001. © Эмблема: Андрей Маслаков, 2001.

 

Skill

КАК Я ПИШУ СТИХИ (В ПРОДОЛЖЕНИЕ "ХРАМА РАСПАДА" Я. ПРИЛУЦКОГО)

(Аналитическая статья)

 


Примечание редакции "Точка Зрения". Текст перепечатан с согласия автора с сайта "Термитник поэзии". Пунктуация - где возможно, приближена к литературным нормам; оригинальное название - "Термитая правда №  4. О том, как я пишу стихи".

 


            В один из моментов общения с Дуэньей, а есть подозрение, что и намного раньше, меня посетила идея описать процесс стихосложение в том виде, в котором он происходит у меня. После прочтения статьи г-на Прилуцкого таковое чувство окрепло, тем более, что писать-то я начал. Статья направила мои мысли в некотором ином направлении, ведь, по сути, г-н Прилуцкий рассуждает не столько о стихосложении (упаси Господь — технике) а о месте стихосложения, его философском содержании и отражении собственного мирощущения в этом творчестве. То, что Прилуцкий периодически уходит в самолюбование, не должно отвлекать от основного направления его рассуждений, ибо эгоизм, свойственный Яну, как, впрочем, и многим другим творческим личностям, это именно тот внутренний стержень, который позволяет не только не гнуться под напором критики, но и держать марку и стимулировать самого себя, будучи побуждающим мотивом личности, ещё не достигшей общественного признания. Однако, собственно, статья Прилуцкого, на мой взгляд, суть отвлеченные рассуждения о форме; об условиях, в которых словесная форма возникает, и, собственно, о том, что стихотворная форма слова есть естественное, пусть и исключительное (в рамках г-на Прилуцкого) проявление мировосприятия. Исходя из этого, я считаю ее слабополезной для тех, кто испытывая внутреннюю потребность, не может отыскать форму приложения этой потребности, таковую, что это позволило бы выразить им то, что они желают и быть понятыми окружающими. Обычный человек вряд ли захочет писать стихи, но если он уже их пишет, ему просто крайне необходимо понять, что именно с ним происходит, как это отразится на нем самом, на окружающем мире. Нужно ли это лечить, как болезнь, или это росток таланта, требующий бережного отношения и поддержки. Мысль моя укрепилась после некоторого размышления на эту тему, ибо в ряде авторов, вполне профессиональных и известных я не увидел понимания собственной роли. Они научились придавать форму слову, но даже идеальная форма не скрывает аморфность, рамочную философию, и незрелость. И не суть важно, что это — взрослые люди, и они вполне взросло смотрят на жизнь. Суть в том, что, изначально имея некий вложенный набор свойств, критериев, привнесенных извне, они воспринимают всё через призму этих критериев. В то время, как в идеале, эти критерии должны взрасти в них самих. И теперь эти люди пытаются повторять ту же ошибку, которую совершили с ними… Они пытаются вкладывать в окружающих то, что когда то вложили в них… Правильный путь же, состоит в том, чтобы создать ВОКРУГ такие условия, чтобы искомое и требуемое не было «вложено», но произросло изнутри, как реакция на внутреннюю потребность. Только так, имея корни, можно найти опору.

            Вы меня спросите, а где тут стихи? Отвечу, стих не должен нести в себе информацию как таковую, большинство внешних атрибутов поэзии, многими считаемыми обязательными, всего лишь обертка, прием, и не более… И уж точно стих не должен нести выводы. Стихи должны порождать выводы внутри нас! Они не должны вкладывать их в нас, они должны порождать условия, в которых выводы возникнут в нас сами. Не факт, что они будут равнонаправленными с задуманными авторами, не факт, что возникнут сразу, и именно в этом я вижу пересечение со статьей г-на Прилуцкого.

            Однако, вернемся к стихам. Полагаю полезным изложить в этой статье суть буквы, собственно, описание процесса стихосложения, в том виде и с теми комментариями, которые сложились у меня за время моих творческих потуг. В любом случае, полагаю это полезным как минимум для обсуждения.

            И так, немного о том, как я пишу стихи:

            Будучи значительно моложе, я думал, что стихи как таковые определяются энным набором рифм. Со временем я узнал, что есть белый стих, и что стихи это что то вроде концентрата образов… Наконец, однажды во мне родилось ощущение что стих это прежде всего ритм… Профессионалы зовут это размером, но если честно, я и в страшном сне не могу представить, что буду подсчитывать слоги или делать что либо подобное. Единственный раз я занимался этим, когда писал одну из рецензий Анаис. Правильно ли это? Наверное, нет. Профессионал должен владеть технической стороной в максимальном объеме. Другое дело, как ты придешь к этому. Очень важно, чтобы это стало следствием внутренней потребности, колосальной ошибкой было бы учится изначально в размер, подсчитывая слоги, укладываясь в размерность, обыгрывая фабулу и т.п. Долгое время считая, что превыше всего ритм, я все-таки (считаю это большим шагом вперед) понял, что стихи это — не только размер, это — четкость словесных форм. Посмотрите, как работает со словом Прилуцкий. Я бы назвал его антиАнаис. Если у последней, фактически, идеальная выверенность размера, то у него абсолютное качество формы. Он пишет в большинстве своем Белый стих… Я не понимал поначалу, а потом понял: белый стих это не свобода от поиска рифмы, по крайней мере у Прилуцкого. Это ответственность за каждое слово, ложащееся в стих. Он кладет слова, как египтяне кладку своих пирамид. Все на месте, спички не просунуть… Он как-то обмолвился, что думает стихами…Мне знакомо это. Именно с этого момента Прилуцкий делает забег в глубокую философию, и я предоставляю ему возможность сделать это в одиночку. Меня же волнует совсем недавно (ну все, конечно, относительно) сделанное мной открытие, а именно: Стих это прежде всго эмоция. Это очень важно…

            Тоже мне открытие, рассмеетесь вы, и будете совершенно не правы, хотя бы потому, что я как раз и отношусь к той категории людей, у которых не вложенные, а вращенные понятия. Для меня мое открытие не принятый на веру факт от какого либо авторитета, а воздух которым я душу. Делал это всегда, но только сейчас начал это осознавать. Итак… Эмоция — это первооснова. Она побуждает к действию. Даже если тебе приходит очень умная мысль, забавная, острая ситуация, все, что угодно, от чего тебя тянет писать. Вот откуда эта потребность, увольте – не знаю. Но практика такова. Возникшую мысль, эпизод, сцену необходимо пережить эмоционально. Не надо искать рифм, сочетаний слов, размера или продолжения истории… Не важна ни фабула, ни ситуация, ни даже сама эмоция… Все к черту. В тот момент, когда эти эмоции тебя переполнят, должен родится образ. Он может быть визуальный, он может быть словесный, какой угодно… Вопль души! И вот этот вопль и есть то, от чего ты будешь плясать. Когда ты поймала образ, он сохраниться в тебе. Его не нужно записывать или стараться запомнить. Сильная эмоция порождает настолько сильный образ, что он впоследствии может легко вернуть тебе то душевное напряжение, которое сопутствовало его рождению. И вот он у тебя есть. Образ впитавший в себя всю бурю эмоций его породивших. А теперь, теперь необходимо выродить этот образ словами. В целом довольно несложный ассоциативный процесс с бесконечным образом комбинаций. Средоточием эмоций для может быть что угодно: картинка, ситуация, слово… Для меня допустим в данном контексте средоточием эмоций становится сочетание слов. Прав я или нет — не важно. Важно, что в этот момент рождается некая фраза, слово, сочетающее в себе тот поток сознания, который ты породил, эта фраза есть катализатор, ключ к образу, который был создан. Стоит заметить, что довольно часто, образ и эмоциональный фон, создаются от прочтения чужих стихов, но и тогда, как правило, есть некое ключевое слово, фраза… Можно воспользоваться заданным направлением (если то был стих) и развить какую-то отдельную тему, а можно (с равной вероятностью) родить нечто противоположное, это не важно. Это начало. Под воздействием того эмоционального накала, который имеется, слово/фраза, «ключ», как правило, начинает разворачиваться. Очень важно в этот момент не пойти на поводу графомании втискивая слова в размер или рифму!!! Чудовищная ошибка, могущая привести к краху. Как правило, завязку, фразу, ключ (которая, кстати, не всегда может всключатся в стихотворение) и ядро вокруг нее (образ и ситуация, возникшие в момент пиковой эмоциональной нагрузки) отличить довольно просто, это, как правило, очень громкий, энергичный образ, чудовищно сильный по концентрации эмоций с очень плотным ядром-образом. В общем, как правило, самая сильная строка стиху, суть его начало, чем моложе (менее опытен) поэт, тем это очевидней. Часто бывает, что в это ядро вкладывается фактически весь запас энергии, духа. Со временем я научился не столько дозировать, а, скорей, порождать новую энергию. Именно поэтому я не пишу длинных вещей, это вообще крайне утомительно и небезопасно. Уровень эмоций до слез и скрипа зубов – нормальное явление. Бывает, что выплескиваешься в одну две фразы. Иногда это достаточно, иногда нет… тогда периодически возвращаешься к образу и ключу (они, как правило, не забываются) но обычно — после долгого перерыва, поднакопив силы.

            Если честно, не верю в стихи, написанные от счастья… Стихи должны выражать чудовищно мощные эмоции, ну не порождает во мне счастье таких эмоций. Бывает, что стих пишется на остаточных, тогда откровенно сильная часть соседствует с гораздо более слабой. В этом случае, стих прессую, то есть, используя последовательность «эмоция, ключ, направление развития» пытаюсь интенсифицировать переживание с одновременным усаживанием выражений в слова. Здесь уже можно довольно осознанно подойти к процессу (я это делаю редко): скажем, усилить какое либо направление или ослабить… Ведь совершенно очевидно, что одно и тоже можно сказать и оптимистично, и пессимистично. Этот принцип «Закончилось – кончено», как и многие другие, позволяют довольно осознанно управлять читателем (если вы, конечно, озабочены этим вопросом). Той же цели, служит и размер стиха; полагаю, однако, что мало кто изначально определяет его заранее (из авторов довольно разнообразно пишущих) он, чаще всего, определяется фразой «ключом». Неправильно сформированный размер — это просто изначальное непопадание, хотя есть совсем гении…

            Советов давать не хочу, поскольку не вырос еще, но представляется разумным мнение, что стихи должны полежать. Свежий взгляд зачастую появляется довольно быстро, и может так статься, что фраза, казавшаяся еще пару дней назад перлом достойным гениальности, окажется верхом банальности и штампованности. Что до штампов, есть некоторый нюанс, откровенных штампов, конечно, стоит избегать, в то же время «затертых» тем остерегаться не следует. По моему мнению, каждый автор должен их пережить; в сущности, нет более затертых тем, чем смерть и любовь, но каждого в той или иной мере они затрагивают. Каждый должен пройти их, ощутить, и найти что-то свое, что будет именно для него, проросшим внутри, а не «вложенным» извне. И не надо будет этому человеку городить вокруг себя хитин непроницаемости, подобно многим нашим воспитанным корифеям, ибо опорой им будет внутренняя потребность.

            Ну, и завершим Прилуцким. Как я уже говорил, человек сей несомненно талантлив и чувствует форму слова, более того, в отличие от вашего покорного слуги, старается пользоваться ею сознательно, сиречь — осознанно. В связи с этим, например, когда он опускается из философских небес на грешную землю, и пытается оценить и пояснить творчество конкретного автора (читай — Аланова) читать его становится интересно, познавательно и, главное, поучительно. Конечно, немного обидно думать, что у маститых профи описание природы или что-то трогающее душу простотой, обыденностью и естественностью всего лишь прием воздействия на читателя. В утешение могу сказать только следующее. Мастерство идущее от знания и правил – мертво. Мастерство идущее от потребностей, заполняющее пустоту в душе, невозможно осознать или объяснить. Со временем начинаешь чувствовать, что тот или иной прием ты применил осознанно. Жестокая и нелепая механика, вроде бы, но, начиная разбираться в причинах, неожиданно наталкиваешься на то, что в большинстве своем не в состоянии их обнаружить. Можно подвести мощный базис под произведение в ходе ПОСЛЕДУЮЩИХ рассуждений (пример — «Четыре способа любви» Диаса), но никогда нельзя быть уверенным, что именно они явились источником вдохновения… Что-то внутри нас, эфемерное и зовущееся душой, всегда выше технологии, и не надо бояться стать механистичными манипуляторами, ибо основа в любом случае иррациональна.

            Напоследок немного поправлю Яна: «нужно думать только стихами для того, чтобы иметь право эти стихи писать» — наверное, не право иметь, а, собственно, смочь их писать, пусть даже вымучивая рифму и считая слоги, хотя это уже графомания.

Всем Успеха.

 

Напишите автору

 
Так называемая эмблема нашего сайта "Точка зрениЯ". Главная | Авторы | Произведения | Наш манифест | Хроники "Точки Зрения" | Наши друзья | Форум | Чат | Гостевая книга | Напишите нам | Наша география | Наш календарь | Конкурсы "Точки Зрения" | Инициаторы проекта | Правила


Хостинг от uCoz