Семён
Беньяминов (Молодченко)
ЧАРЛЗ
БУКОВСКИ. ПЕРЕВОДЫ
(Стихотворения)
В ПОИСКАХ РАБОТЫ # ПРИДУРКИ
И ДЕБИЛЫ # НАТЕ! # ФАБРИЧНЫЕ
# ЗООПАРК
# БУТЫЛКА ПИВА # ДЁРНЕШЬ ВЕРЁВОЧКУ - КУКЛА ДВИЖЕТСЯ # СЛАВА-ЛЮБОВЬ-СМЕРТЬ
В
ПОИСКАХ РАБОТЫ
Это был бар "Филли", и бармен спросил:
- Чего?..
И я сказал:
- Налей мне кружку, Джим,
мне надо успокоить нервы,
думаю подыскать себе работу.
- Ты?.. Работу?
- Да, Джим, я видел кое-что в газете -
опыт необязателен.
И он сказал:
- Чёрт, но ты ведь не хочешь работать.
И я сказал:
- Чёрт, нет, но мне нужны деньги...
И я допил пиво,
и сел в автобус, и следил за номерами,
и вскоре номера приблизились,
и вот уже - нужный мне,
и я дёрнул тросик, и автобус остановился,
и я сошёл.
Это было здоровенное здание из жести,
и скользящая дверь застряла от грязи,
я сдвинул её и вошёл внутрь,
и тут не было пола, а был тот же грунт,
бугристый, сырой и зловонный,
и слышен был скрежет,
как будто что-то распиливали надвое,
и что-то сверлили, и было темно,
и люди сновали на перекладинах сверху,
и люди толкали вагонетки внизу,
и люди производили что-то у машин,
и сверкали молнии, и раздавался гром;
и вдруг возник, покачиваясь, огненный ковш,
он ревел и клокотал пламенем,
он свисал на цепи и шёл прямо на меня,
и кто-то заорал: "Эй, берегись!",
и я пригнулся, чуя,
как жар пронёсся надо мной,
и кто-то спросил: "Чего тебе?",
и я сказал:
"ГДЕ ТУТ БЛИЖАЙШИЙ СОРТИР?",
и мне показали,
и я зашёл,
затем вышел и увидел силуэты людей,
снующих в огне и грохоте,
и я направился к двери, вышел на воздух,
сел в автобус, вернулся в бар
и заказал ещё одну кружку,
и Джим спросил:
- Что случилось?
И я ответил:
- Меня не взяли, Джим.
И тут вошла эта самая проститутка и села,
и каждый пялился на неё,
она выглядела роскошно, и помню:
впервые в жизни я чуть не возжелал
иметь вагину и клитор вместо того,
что у меня имеется, но дня через 2 или 3
я пришёл в себя и стал снова читать
рабочие объявления.
ПРИДУРКИ И ДЕБИЛЫ
Придурки и дебилы
всегда любили меня
и в младших классах,
и в старших,
и в колледже.
Отверженные
всегда тянулись ко мне:
однорукие,
эпилептики,
с бельмом на глазу,
уродцы,
трусы,
мизантропы,
убийцы
и воры.
Всегда,
и в работе,
и в безделье,
я притягиваю отверженных.
Они тут же находят меня
и - прилипают.
Вот и этот сразу
отыскал меня.
Он толкает вокруг
тележку, полную дряни:
мятые жестянки,
шнурки от ботинок,
пустые пакеты,
молочные картонки,
старые газеты,
огрызки карандашей...
"Эй, приятель, как дела?.."
Я останавливаюсь
и мы толкуем с минуту.
Затем я прощаюсь,
но он следует за мной
мимо пивных,
мимо борделей...
"Держи меня в курсе, друг!
Держи меня в курсе...
Я должен знать,
что творится вокруг".
Это - новенький.
Никогда не видел,
чтобы он заговаривал
с другими.
Тележка гремит на ухабе
и что-то катится вниз.
Пока он подбирает,
я заскакиваю в дверь
зелёного отеля на углу,
пересекаю холл,
выхожу через заднюю дверь
и тут:
с абсолютным блаженством
оправляется кошка
и - ухмыляется.
НАТЕ!
Ринулся наружу так,
что взвизгнули петли.
Вышвырнул всех трёх кошек.
Пересёк два моста.
Сорвал $414 на скачках.
Возвратился.
Прослушал "Первую" Шостаковича.
Наконец, вымыл грязное кольцо
внутри ванной.
Наполнил.
Влез с бутылкой охлаждённого вина.
Обтёрся.
Лёг в кровать ногами на восток.
Сделал затяжку,
выдохнул:
боль и поражение мира.
Затем я спал, как ребёнок,
с большими жирными яйцами
и серебряной головой.
ФАБРИЧНЫЕ
Они непрерывно хохочут.
Даже когда доска
упадёт на голову
или расквасит рожу,
они продолжают хохотать;
даже когда глаза
мертвецки тускнеют
от плохого освещения,
они всё ещё хохочут.
Преждевременно
состарившиеся
и сморщенные,
они подшучивают над этим:
тот, кто выглядит под 60,
скажет: "Мне - 32...",
и - все хохочут,
и все тогда хохочут.
Иногда
они выходят наружу
проветриться,
но неизменно
возвращаются обратно,
влача свои
добровольные цепи.
Даже снаружи,
среди вольной публики,
они продолжают хохотать
и плетутся, как безумные,
прихрамывающей походкой.
Снаружи
они пересчитают медяки,
поторгуются,
пожуют хлебушек, поспят,
глянут на будильник
и - возвращаются.
Иногда,
в своём заключении,
они становятся
даже серьёзными,
когда говорят о том,
что - СНАРУЖИ,
как было бы ужасно,
если бы их
не впустили обратно
и они навечно
остались бы СНАРУЖИ.
Им тепло,
они слегка потеют,
но работают
без устали и прилежно;
они работают
так старательно,
что нервы начинают
плясать и возмущаться;
но чаще всего
они получают похвалу тех,
кто выдвинулся среди них
и вознёсся наверх;
и вот, выдвиженцы следят
за теми, немногими,
кто снижает темп,
проявляет халатность
или симулирует болезнь,
желая передохнуть
(отдых надо заслужить,
чтобы окрепнуть
для ещё более
тщательной работы).
Иногда
кто-нибудь умирает
или сходит с ума,
и тогда СНАРУЖИ
вступает новый
и получает возможность
добиться успеха.
Я был там много лет.
Вначале я считал труд
монотонным
и даже нелепым,
но сейчас
я нахожу в нём смысл;
и безликие рабочие,
я полагаю, не так уж
уродливы, и безглазые,
я знаю, могут видеть
и выполнять работу.
Женщины часто - лучшие,
прирождённые труженицы;
с некоторыми из них
я переспал в часы отдыха;
вначале
они показались мне самками
человекообразных обезьян,
но позже, исследуя,
я убедился,
что они такие же живые
и реальные существа,
как я сам.
В прошлую смену
ушёл на пенсию
старый рабочий,
седой и ослепший,
ставший бесполезным,
ушёл - НАРУЖУ.
- Речь! Речь! - потребовали мы.
- Это был ад! - произнёс он.
И мы захохотали,
все 4000 из нас:
он сохранил
свой юмор
до конца.
ЗООПАРК
Слоны усталы и покрыты коркой грязи,
носороги - неподвижны,
зебры, как мёртвые стебли,
львы не рычат,
львы - апатичны,
стервятники перекормлены,
крокодилы - неподвижны,
и тут же - странного вида обезьяны,
забыл название,
самец cверху, на перекладине,
оседлал самку, отработал
и повалился на спину, ухмыляясь;
и я сказал подруге:
- Наконец-то, что-то случилось,
теперь мы можем уйти.
Возвратившись домой,
мы продолжили разговор:
- Зоопарк очень печальное место, -
сказал я, раздеваясь.
- Только те 2 обезьяны
показались мне счастливыми, -
раздеваясь, сказала она.
- Ты заметила выражение лица у самца? -
спросил я.
- Ты выглядишь точно так же после этого, -
сказала она.
Позже я увидел в зеркале
странного вида обезьяну
и подумал: интересно,
как это происходит
у носорогов и слонов,
особенно у слонов.
Нам надо сходить в зоопарк
снова.
БУТЫЛКА ПИВА случилось чудо:
бутылка пива, падая со стола,
перевернулась и встала на донышко,
и я поставил её вновь на стол
и стал ждать, пока осядет пена,
но фотографии сегодня не вышли
и на левом ботинке я заметил
маленькую трещину,
но всё это очень просто:
мы не можем
требовать от жизни многого:
существуют законы,
о которых мы ничего не знаем,
и каждый толчок локтем
бросает нас в жар или в холод,
и не нам судить,
каким образом дрозд
попадает кошке в лапы
или почему одни вертятся,
как белки в колесе,
а другие сопят в огромные груди
нескончаемыми ночами -
в том-то весь ужас
и неразрешимая задача,
что мы не знаем почему;
и всё же в этом - удача,
что бутылка встала на попа,
и хотя я выпил одну вина
и одну виски, это предвещает
хороший вечер,
и, может быть, завтра
мой нос будет длиннее,
ботинки - новыми,
дожди будут реже,
а стихи - чаще.
ДЁРНЕШЬ ЗА ВЕРЁВОЧКУ -
КУКЛА ДВИЖЕТСЯ
каждый должен понимать,
что всё может быстро исчезнуть:
кошка, женщина, работа,
передние шины,
кровать, стены, комната;
всё необходимое,
включая любовь,
покоится на песке -
и любая данная причина,
неважно насколько безотносительна:
смерть юноши в Гонконге
или метель в Омахе...
может привести вас к погибели;
весь ваш фарфор вдруг грохнется
о кухонный пол,
и войдёт ваша подруга,
и вы стоите, пьяный,
посреди всего этого,
и она спросит:
боже мой, что случилось?
и вы ответите:
я не знаю,
я не знаю...
СЛАВА-ЛЮБОВЬ-СМЕРТЬ
она сидит за моим окном,
как старая торговка на базаре;
она сидит и следит за мной,
и нервно потеет
сквозь сетку, туман и собачий лай,
пока внезапно
я не прихлопну её газетой,
как прихлопывают муху,
и тогда раздаётся вопль
над этим серым городом,
и вот её - нет.
лучший способ окончить
стихотворение
подобного рода -
это внезапно
замолчать.
В ПОИСКАХ РАБОТЫ # ПРИДУРКИ
И ДЕБИЛЫ # НАТЕ!
# ФАБРИЧНЫЕ # ЗООПАРК
# БУТЫЛКА ПИВА # ДЁРНЕШЬ ВЕРЁВОЧКУ - КУКЛА ДВИЖЕТСЯ # СЛАВА-ЛЮБОВЬ-СМЕРТЬ
|