Артём
Абаджев ПЕРСОНЫ
(Рассказ)
1. Туман и рыбы
# 1. Персоны # 1.
Гонцы # 1. Сухость фраз и часы # 2.
Стою, курю... # 2. "Ну, что же ты?.."
1. Туман и
рыбы
Мы
шли по ровной дороге. Туман вокруг был
настолько плотный, что друг друга мы
почти не видели, с трудом угадывались
расплывчатые темные фигуры. Туман
клубился вокруг нас. Топ-топ-топ –
шагает слева Мак Фри. Хрум-хрум-хрум –
слышится справа, где идет Остин, словно
по обочине топает, по гравию. Эльза
ступает мягко, почти не слышно, но зато я
почти ощущаю на своем затылке ее горячее
дыхание. Хромого вообще не отследишь,
даже когда говорит, голос будто бы
доносится сразу со всех сторон.
-
Селедкой воняет, - пожаловался Остин. –
Ненавижу этот запах. И вообще рыбу не
люблю. Хромой, это от тебя воняет
селедкой? Ты где?
Хромой
промолчал.
-
Нет, раньше, давно еще, я рыбу любил,
особенно вареную, - продолжал Остин, - а
потом перестал. Это у меня один случай
был… Слышь, Андрюха, у вас, кстати, в
России, в глубинке. Полез купаться в реку,
а там труба была. Не знаю, что за труба,
мне объясняли, я так и не понял. Здоровая
такая. Факт в том, что из этой трубы не
вытекало, а наоборот, утекало в нее. Я
потому и плавал себе спокойненько, говно
ж не вытекает…
Хрум-хрум…
ноги уже заплетаются у Остина. Бодрится,
всякую чепуху несет – это нервное. Хрум-хрум…
…И
вдруг из этой трубы выплывает рыбина.
Огромадная, блин, что твой дельфин.
-
Врешь, - равнодушно сказал я. – Нет у нас
таких рыб в речках.
-
Вру, - согласился Остин. – Но все равно,
большая. А главное – дохлая!
-
Ф-фу-у… - взвыл Мак Фри.
-
Во-во! А мне каково было, представь:
плывет прямо мне в лицо труп…
-
Рыбий, - заметил я.
-
Рыбий, - опять согласился Остин, - но ведь
труп.
-
Это она, наверное, распухла так, что тебе
показалось, будто с дельфина, - заключил
я. Хрум-хрум… Убил я Остина своей
рассудительностью.
-
У вас другой темы, нет? – с отвращением в
голосе спросила Эльза. Я оглянулся но не
различил даже темной фигуры. Туман,
казалось, становился все плотнее.
-
Я ж это все к чему клоню, - принялся
оправдываться Остин, - меня ж с тех пор от
рыбы воротит просто, а от Хромого
постоянно селедкой несет, хоть ты тресни.
-
Трепло ты, - сказал Хромой.
Воображение
сразу нарисовало мне десяток Хромых,
крадущихся кольцом вокруг четверых
ничего не подозревающих людей. «Странно,
- подумал я. – Как же это получается у
Хромого так тихо ходить? Он ведь хромой,
еле ковыляет…» А вслух сказал:
-
Странно. Хромой, как это у тебя
получается так тихо ходить? Давно хотел
спросить.
-
А он по воздуху летает, как привидение, -
нервно пошутил Остин и сам своей шутке
так же нервно хихикнул.
Хромой
тихо выругался, и мой вопрос остался без
ответа. На некоторое время повисло
тягостное молчание. Только размеренное
«топ-топ» сапог Мак Фри, «цок-цок» моих
магнитных подков на каблуках ботинок да
«хрум-хрум» Остина. Теперь примешалось
еще и не менее размеренное «чавк-чавк».
Наверное, Мак Фри опять табаком зачавкал.
Это тоже нервное.
-
Андрей, - заговорила со мной Эльза.
Теперь она шла совсем близко, слева. У
меня руки задрожали.
-
Андрей, а правда, что русский поэт
Маяковский застрелился?
-
Говорят, - ответил я. – Я им, откровенно
говоря, не сильно интересуюсь. Так, в
школе проходил… кажется.
-
А я много прочитала, многое понравилось.
А Пушкин ваш мне почему-то совсем не
нравится… А почему он застрелился, не
знаешь?
-
Его, по-моему, на дуэли убили, -
неуверенно промямлил я.
-
Я тоже слыхал, - вмешался Остин. – Дуглас
там какой-то его завалил…
-
Дантес, - возразил я.
-
Да нет, я о Маяковском, - сказала Эльза, -
почему он застрелился?
-
Не знаю, - честно признался я и закурил,
чтобы скрыть волнение.
-
А разве он не повесился? – изумился
Остин.
-
Ну, перестаньте вы, - заныл Мак Фри. –
Заладили: застрелился, повесился, убили…
-
Селедкой воняет, - вставил Остин.
-
Да пошел ты со своей селедкой! – с
чувством воскликнул Мак Фри.
-
Цыц! – скомандовала Эльза, и все
замолчали. Даже я, хоть ничего, в общем-то,
и не говорил.
Хрум-хрум…
Эльзу все слушаются. Не боятся, нет.
Просто у нее характер такой, что все ей
сразу подчиняются. Да и подчиняться-то –
одно удовольствие…
Снова
наступило неловкое молчание. И тут Остин
опять начал чушь нести.
-
Армянское радио спрашивают…
-
Заткнись, пожалуйста, - оборвал я его.
Очень уж не хотелось сейчас шуток этих
идиотских, которых он у нас, где-то толи
под Рязанью, толи еще где, понахватался.
И
опять: хрум-топ-цок, хрум-топ-цок… Остин
обиделся. Я это услышал. Нет, он звуков
при этом не издает, но я слышу, не
чувствую, не вижу, а именно слышу.
Я
снова закурил. Мак Фри запел, тихонько
так. И это нервное, я уверен. Он когда
начинает нервничать, то жует табак,
чавкая, зевает и поет, чтобы успокоиться,
я курю, а Остин разговаривает непрерывно.
Про Эльзу и Хромого ничего сказать не
могу, эти, кажется, всегда спокойны.
И
вдруг туман кончился, будто мы вышли из
облака. Как вышли, так и остановились.
Оказалось, что шли мы этаким ровненьким
ромбом, в центре которого шагал я: справа
и слева на расстоянии двух метров стояли
Мак Фри и Остин, впереди Хромой, замыкает
Эльза. Вместе с туманом кончилась и
дорога. Так непривычно выглядело
широкое добротное шоссе переходящее в
узкую тропинку, уводящую в лес, каждый
раз этому чувству удивляюсь. Может из-за
того, что тропинка эта всегда приводит
не туда, куда ждешь.
-
Здесь, - уверенно сказал Хромой, и
обстановка как-то сразу разрядилась. Он
сел на свой рюкзак и принялся набивать
трубку какой-то травой. Я растер ногой
окурок, тоже скинул рюкзак, сунул в уши
наушники-капельки, на ощупь нажал кнопку,
сел и прикрыл глаза.
1. Персоны
Каждый
персонаж здесь совершенно реален, т. к.
он и есть автор (рассказчик), одна из
бесконечного множества граней его
сознания. Малейшее изменение настроения
автора влечет за собой полную перемену
характера, причем в секунду таких
перемен может произойти несколько
десятков, а то и сотен. Однако основную
линию можно проследить в каждом из
героев. И в то же время все они – вымысел
– имена, истории из жизни,
взаимоотношения, внешность… Реальные
нереальные герои. Банально парадоксально.
1. Гонцы
Стас
был на Земле. Ян грыз соленые сухарики и
нетерпеливо переминался с ноги на ногу.
Таня плакала, гладя Стаса по волосам, а
он лежал, уютно устроив голову у нее на
коленях, и бормотал какие-то слова
утешения. «Ну, чего ты? Я скоро приеду…
Ну, хочешь, я не поеду никуда?» Таня
кивнула. Ян, наконец, не выдержал,
подошел, потрепал Стаса за плечо и
громко сказал:
-
Погодин, вставай, просыпайся, слышишь!
-
Не спеши ты так, - ответил Стас, - без нас
не уедут. Еще минутку…
-
Погодин, твою мать! Подъем! Андрей!
Хрум-хрум…
соленые сухарики.
Андрей
проснулся. Остин тряс его за плечо,
постоянно оглядываясь.
-
Гонцов проспишь.
-
Что, уже?
Остин
показал пальцем куда-то за спину, в
сторону леса.
-
Притопали вон двое. Хромой с ними
говорит.
Андрей
посмотрел. На тропе у самого леса Хромой
беседовал с двумя стариками в серых
балахонах.
-
Чего-то они долго, - обеспокоено сказал
Остин. – Чего там говорить-то?
Но
Хромой уже возвращался.
-
Что-то не так, - сказала Эльза. – Они
уходят.
Старики
в балахонах удалялись в сторону леса.
Хромой подошел, уселся на свой рюкзак и
молча стал набивать трубку, будто не
замечая впившихся в него вопрошающих
взглядов.
-
Не томи, - плаксиво сказал Мак Фри. – Что
там?
-
Нас не пустят, - спокойно ответил Хромой.
-
Что значит, не пустят?! – взорвался Остин.
– По какому такому праву?!
-
Угомонись, малыш, - осадила его Эльза и
повернулась к Хромому. – Что случилось?
Хромой
прикурил трубку, глубоко затянулся и
пожал плечами.
-
Не знаю. Уперлись, указ, говорят, не
пускать. Наставник, дескать, придет все
объяснит.
-
Суки, - выругался Остин. – И так тут весь,
как на иголках, а они еще такие номера
откалывают…
Наставник
действительно вскоре пришел сам. Он
разговаривал с каждым отдельно, отведя
метров на двадцать по тропе. Мак Фри,
дожидаясь своей очереди, пел –
нервничал сильно, а когда вернулся с
тропы, как-то странно подозрительно на
всех поглядывал.
Андрею
наставник сказал:
-
Вы ведь знаете, что мы можем самым
краешком глаза заглядывать Туда… Ладно,
я устал от предисловий. Один из вас
нарушит правила Игры… Вернее
попытается, правила невозможно нарушить.
Мы не можем знать, кто именно. Условия
вам известны - попытавшему нарушить
запрещается играть тысячу лет. Мы не
хотели бы, чтобы так случилось, но не
можем помешать, не имеем права не
пустить вас. Подумайте, Андрей, вы
уверены в себе?
Андрей
пожал плечами.
-
Откуда я знаю, в Игре всякое бывает… А
кому-нибудь когда-нибудь удавалось
нарушить правила?
-
Нет, - наставник немного помолчал. - Как
знаете, я вас не отговариваю, но советую
хорошенько подумать. Тысяча лет. Шутка
ли? И еще… в вашей группе Хранитель. Кто,
не скажу, нельзя. Идите. Удачи вам.
-
Спасибо, - весело сказал Андрей.
Напряжение вдруг спало.
Наставник
высоко поднял руки, потом развел в
стороны и, поклонившись, ушел по тропе.
Андрей прикурил сигарету и вернулся к
остальным. Хромой все сипел своей
трубкой, и от него действительно
распространялся запах селедки. Эльза
стала немного задумчивой. Остин, как и
Андрей, повеселел. А Мак Фри, напротив,
помрачнел и вдруг выдал:
-
Я не пойду, не буду играть. Идите без меня.
Он
вскинул на спину рюкзак.
-
Скис, - прокомментировал Остин и добавил
явно не к месту. – Ну, что ж, весна
покажет, кто где срал…
-
Пошел ты, - вяло отмахнулся Мак Фри и
скрылся в тумане.
И
о нем сразу забыли - впереди была Игра.
Все одновременно встали и, не
сговариваясь, двинулись по тропинке в
жизнь…
1.
Сухость фраз и часы
Сухие,
отрывистые фразы – все, чем я располагаю.
Все остальное – блеф. Ни героя, ни
рассказчика не было в означенное время в
означенном месте. Рассказчик не может
подробно описать то, что НЕ происходило
в НЕсуществующем месте с НЕсуществующим
человеком. Скажи, читатель, ты можешь
хотя бы представить себе, что происходит
в голове разумного негуманоида?
Попробуй начать со слов: «Негуманоид
мыслит…» Чушь! Мыслишь ты, а вот что
делает он? Не можешь ты себе этот процесс
представить, и уж подавно не сумеешь
описать. Мало того, ты не сможешь даже
утверждать, что это процесс. Здесь
ломаного гроша не стоит всякая твоя
фантазия, потому что замыкается на тебе
самом и строится из того лишь, что ты уже
видел, слышал, чувствовал. Художник
рисует то, что видит, слышит, чувствует
или помнит, и не сумеет нарисовать, то
что не чувствует и не чувствовал никогда.
Мнение, что я пишу о времени, о смерти или
хотя бы даже о жизни, ошибочно. Всякий,
говорящий о времени – лжец либо дурак,
потому что время суть НИЧТО. Глядя на
часы, видим ли мы время? Мы видим
хитроумное приспособление для
измерения НЕБЫТИЯ, абсолютного НИЧТО. Я
пишу о том, чего не было, нет и не будет
никогда, потому что это вне времени и
мимо всего того, что рисует читателю
воображение, когда он слышит: «Стоял
солнечный летний день…». Если я говорю
БЫЛО, это еще не значит, что именно БЫЛО,
а не ЕСТЬ или БУДЕТ, тем более что ни один
из этих терминов здесь не подходит…
Дикарю не объяснить на словах, что такое
двигатель внутреннего сгорания, не
говоря уж об электричестве. В этом
случае я оказываюсь в роли «разумного
негуманоида», который, пытаясь показать,
что же там такое делается в его разумной
башке, употребляет слово «мыслить».
Стою, курю...
Стою
я, значит, курю, думаю в который раз, что
курить бы уже бросить пора давно. У меня
так часто бывает – прикуриваю сигарету,
на середине понимаю, что не хочется
больше, и решаю бросить раз и навсегда,
но это ненадолго. Так вот, стою, курю, жду
- договорились с Яником встретиться, он
там что-то насчет работы узнал. Мне
теперь работа, во как, нужна, мне теперь
не только себя кормить. Сам-то я как-нибудь
перебился бы, у меня запросы невелики, но
если хочу с Танькой нормально жить,
придется повкалывать.
Яник
как всегда пришел не один, с братом
Лешкой. Вот уж парочка, скажу я вам, как
накуролесят вдвоем, за год от дерьма не
отмоешься… Но мне они все равно
нравятся. Единственная проблема: Лешка
молодой еще совсем, дурачок, вдолбил
себе в башку, что Таньку мою любит без
памяти, и смотрит теперь на меня косо. Ну,
да ничего, это пройдет, я и сам, помнится,
в чужих девчонок влюблялся.
-
Здорово, - говорю я им, - братья акробаты!
Яник
налетел сразу, давай обниматься, я еле
отбился от него. Лешка только сухо так: «Привет»,
- говорит и руку вяло жмет. Да и черт,
думаю, с тобой, больно мне нужна твоя
дружба.
Зашли
поговорить в какую-то кафешку. Сидим,
пьем кофе, Яник про работу рассказывает.
Работенка и вправду оказалась непыльная
и денежная. Только надо было на
некоторое время уехать из города, а мне
этого тогда совсем было не надо.
-
Таньку оставлять не охота, - с досадой
говорю Янику, а сам под стол смотрю. Вижу,
у Лешки шнурок на кроссовке развязался,
но молчу – слишком уж в мысли о работе
погружен.
-
Да ты пойми, дубина стоеросовая, - вещает
Яник, - ты такую работу хрен где найдешь.
-
Все равно неохота, - отвечаю.
-
Стас, тебя не будет всего-то две недели,
зато приедешь богачом!
Стены
в том кафе сплошь были стеклянные.
Случайно глянул на ту сторону улицы –
идет моя радость, аж светится вся. Как я
все-таки в нее втюрился, по уши, себя
плохо помню, когда рядом с ней.
-
Вон, - говорю я, - Танька идет. Давай, я с
ней посоветуюсь.
-
Пойдем, - обрадовался Яник. – Она-то все и
решит.
Выходим
на улицу. Лешка, как ее увидел, так его
краской залило, заволновался. Яник
говорит ни с того, ни с сего: «Сухарей,
блин, соленых хочется!», и к ларьку
сворачивает. Мы с Лешкой переходим через
дорогу, и тут я вспомнил. Возьми и ляпни:
-
Леха, у тебя шнурок развязался.
Дурак,
конечно, идиот. Ну, кто говорит такое
посреди проезжей части? Лешка – от
волнения, наверное – вдруг сел и стал
прямо на дороге шнурок завязывать. Я
сначала совсем опешил, но потом
спохватился.
-
Ты чего, - заорал я с перепугу, - кретин, еб…ся?!
Схватил
его за шиворот и назад, на тротуар дернул
так, что аж пуговицы с его шерстяной
рубахи полетели в разные стороны. Да,
видно, поздно я спохватился. Завизжало
что-то, запищало, завыло на все лады,
вроде даже резиной паленой завоняло. Или
это мне почудилось? В бедро будто
толкнул кто-то. Я даже успел было
подумать, что, дескать, чего толкаешься,
сволочь, по харе же дам, но тут все
замелькало, слилось в какую-то странную
цветастую массу из звуков, красок и еще
чего-то родного до боли, близкого. И
потом погасло совсем. Ничего уже не было.
-
Нет! – заорал Андрей. – Это нечестно! Так
нельзя! Не теперь! Не сейчас!!!..
Смерть
– это как расстегнутая ширинка на
брюках – все заметят, кроме тебя самого.
"Ну, что же ты?.."
Ян
говорил что-то о том, что заработок почти
что совсем халявный, но Стас его почти не
слышал. Он тихонько тарабанил по столу
пальцами, отстукивая какой-то несложный
ритм. Наконец, он отодвинул стул немного
назад, откинулся на спинку и стал
смотреть под стол, где отстукивал теперь
ногами.
-
Слушай, Подворский, меня единственное
обстоятельство смущает, что ехать туда
надо. Таньку оставлять не хочется… Лех,
у тебя шнурок развязался.
Алексей
нагнулся и поспешно завязал шнурок на
кроссовке.
-
Ну, что с твоей Танькой станется за две
недели? – продолжал Ян. – Уведут у тебя
ее, что ли? Не уведут! Если она тебя любит,
запарятся уводить. Ты пойми, дубина
стоеросовая, ты такую работу сейчас днем
с огнем не сыщешь.
Стас
поболтал чашкой с остатками кофе, бросил
отстраненный взгляд через тонированное
стекло на улицу, где суетливо, словно
муравьи в муравейнике, пробегали редкие
прохожие, и вдруг весь расцвел.
-
А вот и она сама.
-
Работа? – не понял Ян и завертел головой.
-
Таня, дуралей, - улыбнулся Стас.
-
О! – обрадовался Ян. – Веди ее сюда,
посоветуемся. А я сухарей себе пока
куплю. Чего-то сухарей соленых
захотелось.
Стас
вышел из кафе, окликнул Таню и пошел к
ней на встречу. Дорогу ему преградил
какой-то незнакомый человек.
-
Погодин, зря ты это…
-
Вы меня с кем-то перепутали, - миролюбиво
ответил Стас и попытался обойти
незнакомца, но тот уже крепко сжал его
локоть правой рукой.
-
Прости, старик, - грустно сказал Мак Фри, -
правила нельзя нарушить, это просто
невозможно.
В
его левой руке что-то блеснуло, и в тот же
миг кулак крепко прижался к груди Стаса.
Стальное лезвие разорвало аорту. Улыбка
на лице Стаса застыла, во взгляде
немигающих глаз, остановившемся на
Хранителе, читался мягкий упрек: «Ну, что
же ты, братушка? Как же так?..»
Хрум-хрум…
соленые сухарики.
-
Я же предупреждал вас, Андрюша, - устало
говорил Наставник, - это правила в
которых нет исключений.
-
Да идите вы со своими правилами, -
беззлобно отвечал Андрей.
-
Ну-ну, не расстраивайтесь, не вы первый,
кто срывается, и не вы последний, все-таки
нагрузка ой-е-ей… Отдохнете немного, это
ведь не навсегда, всего-то тысяча лет.
Андрей
прикурил и с наслаждением глубоко
затянулся.
-
Вы мне лучше вот что скажите, господин
Наставник. Как это Хромому удается
передвигаться так тихо и быстро? Он же
еле ходит. И почему от него всегда
селедкой воняет?
Наставник
рассмеялся.
-
О, это особая история. Я вам ее за ужином
расскажу. Идемте…
1. Туман и рыбы
# 1. Персоны # 1.
Гонцы # 1. Сухость фраз и часы
# 2. Стою, курю... # 2. "Ну,
что же ты?.."
|