Ян
Прилуцкий ГЕНИАЛЬНОСТЬ
И ПРОСТОТА (ВЛАДИМИРУ КАРАКОВСКОМУ)
(Аналитическая
статья, 2001)
Всё
гениальное — просто. Применимо данное
мнение и к творчеству писателя-авангардиста
Владимира Караковского.
Идеи
его коротких, остросюжетных миниатюр
настолько просты, что иногда и вовсе не
создаётся впечатления, что Владимир
задумывается о том, что он пишет. В
случаях же особо гениальных
экспериментальных композиций (таких как
«Виноград», например) не создаётся также
впечатления, что у Владимира вообще есть,
чем думать.
Лишённые
формы и смысла слова, собранные в
рассказах Караковского убедительны уже
сами по себе. Вряд ли можно сомневаться,
что названия выдуманных городов
Утюжинск, Стираломашинск и Электрощиток,
упоминаемые в цикле рассказов «Мангуст
и пропеллер», вполне правдоподобны не
только в контексте авангардной
литературы, но и шубообразной
шизофрении. А когда с присущим Владимиру
юмором в рассказе «Полнолуние»
описываемое природное явление
начинается по приказу командующего
военным округом, у меня лично вообще
возникает ничем не объяснимое и не
обоснованное желание пообщаться с
автором поближе и попросить его
замолчать навсегда.
Увлекательны
также и герои произведений, занятые
преимущественно просмотром футбола («Каша»),
ковырянием в носу («Странная суета на
бильярдном столе», «История о трёх
городовничих», «Виноват, не виноват»), а
также вообще непонятно чем («Каретка», «Потерянная
в супермаркете», практически все
рассказы цикла «Мангуст и пропеллер»).
Иногда происходит фантастическое
изложение реальных событий («Дуэль») или
реальное изложение фантастических
событий («Азбука Гитлера»). Действия же
героев Караковского-младшего, лишённые
практического смысла и назначения,
напоминают передвижения ленивцев в
зоопарке.
Сам
Владимир утверждает, что простота и
гениальность его произведений
проистекают из тупости, характерной для
ещё недавно обитаемой им средней школы
№ 624. Закончив девятый класс и перейдя в
другую школу (№ 825), Владимир надеется
поднять качество своих произведений за
счёт их написания, не веря в народное
образование как таковое.
Таким
образом, произведения Владимира
Караковского, находящиеся на стыке
подростковой графомании и продвинутого
авангарда производят впечатление
произведений. Гениальность, простота и
похожесть на литературу — вот основные
особенности искромётных рассказов
Владимира Караковского. По-моему это
стоит читать.
|