Алексей
Крылов МИРЫ
ХХО
(Повесть, 1995)
Фрагменты:
1 2
3 4
Утро
начинается, как обычно, с рассвета. Такая
обыденность надоела. Каждый раз — одно и
тоже. На улице — что-то, и воздух пахнет
чем-то очень странным. Нервами ощущаю
конец столетия.
Вчера
вечером мне опять позвонил Ххо. Я как раз
собирался попить чай и даже поставил
чайник. Вернее, пытался поставить, так
как чайник спрятался куда-то в угол и не
хотел вылезать оттуда. Там он и сидел,
грозно и страшно шевеля носиком. И как
раз в тот момент, когда я уже было поймал
его, затрещал телефон. Я подхожу к
телефону.
пытаюсь
взять трубку, но трубка извивается, как
змея и довольно скользко
Ххо
кричит громовым голосом:
—
Ты великий человек! (Это он про меня)
Я
в ответ:
—
Отстань! Я пытаюсь пить чай! У меня, как
всегда, все идет своим ходом! Настолько
своим, что я ничего не могу сделать! Вот к
чему приводишь ты!
—
Ты все-таки великий человек! Это я тебя
таким слепил!
—
Что значит «ты»? Что значит «слепил»?
и
все время пытаясь удержать в руках
непослушную трубку змею шланг
—
Я дал тебе силу! — кричит в трубку Ххо.
постоянно
кричит сука мог бы говорить и тихо боже
до чего изворотливая штука не держится
в руке
Я
посылаю Ххо к черту и пытаюсь положить
трубку на телефон. Она не хочет.
Пока
я боролся с ней, на кухне заскрипел
чайник. Оказывается, он самостоятельно
залез на плиту, но поскольку воды в нем
не было, он начал трещать и попытался
распаяться. Я снимаю его с плиты, обжигаю
руку и бегу в ванную. Хочу сунуть руку
под холодную воду, но кран выплевывает в
меня струю горячей. Все сошло с ума.
Нервы тянутся, как новые струны. Скоро
станет совсем невмоготу.
Всю
ночь мне снились символы. Ххо утром
пришел и сказал, что это хорошо,
замечательно просто, что я начинаю
принимать новый образ мышления. Скоро,
сказал Ххо, ты будешь думать только
символами. Я не хочу, пытался я
протестовать, но — почаще смотри в
зеркала, посоветовал Ххо.
и
я смотрю в зеркало а там не я а круги
спирали квадраты точки точки точки
точки точки
Ххо
считает, что он мой добрый ангел, что он
научил меня делать разное. Какого черта,
говорю я, правда, после твоего прихода я
начал писать чудные слова, но вещи-то,
вещи — это ведь никуда не годится, когда
так странно они себя ведут, да и вообще,
нельзя же себя никак вести, они же все-таки
вещи, понимаешь, ВЕЩИ.
Ну, это ничего, отвечает всегда Ххо, это и
все остальное — случайно, а, может, и нет,
ты привыкнешь. И хитро улыбаясь, он
исчезает, оставив меня одного, наедине с
моими снами.
Ххо
странный. Он появился внезапно, и никто,
кроме меня, его не видит. Он говорит, что
он из другого мира, что миров бесконечно
много, и все те миры так похожи, что в
каждом есть свой Ххо, и свой я, и другие
люди, знакомые и нет. Они, миры — как
шары, говорит Ххо, и то ли они вытянуты в
цепочку, то ли в круг, не знаю, но суть в
том, что из одного можно попасть в другой.
Может быть, они соприкасаются или
взаимопроникают, размышляю я. А ты
молодец, говорит Ххо, ты даже немного
умный — со своей обычной иронией — ты
взрослеешь на глазах. Да нет —
опровергаю — я идиот, что позволил себе
связаться с тобой, после тебя мир сошел с
ума, у меня в доме вещи бесятся. И как
всегда после такого обвинения, Ххо
исчезает. Испаряется, как дым…
Сегодня
вечером я сидел и придумывал себе Ивана
Никаноровича. Вот и будет с кем
поболтать, думаю. Благодаря Ххо, я
получил возможность придумывать, что
захочу и при этом не казаться самому
себе сумасшедшим. Сегодня Ххо не пришел,
у Л. был занят телефон, и я решил, что это
как раз наиболее подходящий вечер для
друга. Я подошел к буфету, чтобы выпить
воды из графина, но буфет не хотел
открывать двери, а графин затиснулся
куда-то в угол, и я подумал, что черт с ней,
с водой, обойдусь. И тогда я сел на стул и
стал придумывать себе Ивана
Никаноровича. Смотрите сами:
Первое.
Я придумываю Ивана Никаноровича, и ни у
кого его нет, а у меня будет.
Второе.
Часто бывает, как сегодня: Ххо нету,
никого нету, Л. тоже нету, а Иван
Никанорович всегда будет со мной, потому
что я его придумал.
Третье.
Места на него много не надо, поселю его в
шкафу или где-то под кушеткой.
Четвертое.
Вдруг становится холодно так, что
дрожишь и а-а-а-аахх…
…В
очередной момент моей жизни мне
начинает казаться, что все происходящее
со мной — не более, чем галлюцинация. Да
и как, собственно, отличить реальность
от выдуманности? Мне, в моем сумасшедшем
мире?
В
очередной раз появляется Ххо. Я уже
успел привыкнуть к тому, что у него
напрочь отсутствует какая-либо
определенная форма, и что постоянные
изменения внешнего вида — основа его
сущности здесь, в моем безумном бытии.
но
боже как я пугаюсь каждый раз когда
передо мной возникают деревья кусты
звери вещества палочки руки точки туман
и все это непонятно и странно говорит
голосом Ххо
На
этот раз Ххо появляется в виде розового
камня в моей чаше с чаем. Идиотская форма,
если подумать, и к тому же я люблю пить
чай безо всяких там камней. Мне
достаточно того, что чай не всегда
присутствует на моем столе.
ведь
чайник строптиво прячется в угол и шипит
шипит шипит и чашка расплывается по
столу куда я буду чай наливать
Так
что в этот раз — камень, Ххо растекся
розовой лавой, выпятил ложноножку и
вырастил на её конце глаз. Слава богу, я
его не проглотил и не выпил, но в данный
момент мне было некогда — я как раз
встал из-за стола и пытался отодвинуть
кресло в угол комнаты, потому что оно
выползло ночью на середину комнаты и
целый день не давало мне пройти. Когда я,
наконец, заткнул его на место, оно
сморщило плюшевый лоб и проводило меня
волнообразной дрожью на подлокотниках.
Ххо
подползает ко мне и разверстывает рот на
своей розово-глянцевой поверхности.
—
В твоей карме наблюдаются изменения, —
издевательски-каменным голосом
произносит он.
ударился
в восток значит будет сыпать словами на
санскрите пали древнем тибетском а я
ничего не пойму и тогда он иронично
скажет что мне и не надо понимать
—
Какие, к черту, изменения? — кричу, — Я не
знаю, что мне с креслом делать, мне на
карму сейчас наплевать!
Ххо
смотрит на меня единственным растущим
из камня глазом и произносит:
—
Асид раджа, нало нама, вирасена суто бали…
Узнаю
— «Махабхарата», первая песня, самое
начало. К чему это он сказал? Но Ххо
никогда не отвечает на такие вопросы —
он просто исчезает. Так и сейчас —
камень съёживается, теряет свой розовый
цвет и начинает терять непрозрачность. Я
уже вижу сквозь него стол и царапину на
его поверхности.
это
я позавчера пытался удержать тарелку я
ведь тоже хочу есть как нормальные люди
она не давалась я разозлился и ударил её
ножом и промахнулся и поцарапал стол
было очень его жаль он прямо весь
сморщился от обиды
Наконец,
Ххо уже практически исчез, но напоследок
произнес довольно-таки неприятным
голосом:
—
Ты уже не обычный человек. Ты теперь —
ищешь, для себя и для меня, а я за это дарю
тебе твоё безумие.
—
Да на черта мне безумие, мне же так не по
себе, я боюсь так жить!
—
Нет, тебе это нужно, — и исчезает
окончательно.
И
я вынужден признать — Ххо прав, мне это
действительно нужно…
Я
не обижаюсь на свои вещи. Они не со зла
мне досаждают. Просто им, наверное, тоже
хочется жить своей жизнью, а я им,
кажется, в этом мешаю.
Вот
две из многочисленных граней мира,
открытых в последнее время мною:
I.
а роза упала на лапу азора — ароза упал
ан алапу азор а
II.
Принц подарил принцессе цветы — её
сердце растаяло. Ужасная смерть,
абсолютно лишенная смысла…
Ххо
привел мне Карла. Откуда он его взял — не
знаю, но теперь мне гораздо веселей по
ночам, потому что есть с кем поговорить.
Карл был, правда, какой-то слегка
незаконченный, но — додумаешь его сам,
сказал Ххо. И я немного попридумывал и
стал жить с Карлом и смотреть его сны.
-
сны -
Карл
спит.
Он
видит странные сны.
Он
хочет проснуться — и не может…
Так
и лежит.
почти
у самой стены —
на
морщинистом каменном ложе.
-
сон первый -
Снится
ему сон первый;
Будто
идет он по лесу,
На
лице у него написаны нервы,
В
голове у него цветет роза —
И
она не боится мороза.
Многоликий
цветок из лесного сада…
Карл
идет по узкой тропинке
И
видит мальчика без правых рук.
но
в лице его нет мук.
Там
— бегут кровинки.
—
Где твои руки? — спрашивает Карл.
Мальчик
смотрит на него желудком
И
говорит: «У меня их нет. Ты
сам
У
меня их забрал —
Потому
что я буду — поэт!»
Карл
удивленно летит.
Летит
над деревьями.
Каждое
дерево — выше горы.
И
Карл увидел три большие дыры.
Летит
в одну — там сидит
Птица
с синими перьями.
Карл
с ней говорит
О
высоких материях.
Говорит,
а сам смотрит в её глаза,
Прибивает
её к дереву,
Совершенно
забыв про материю.
И
хочет оторвать кусок крыла —
Взять
с собою на счастье…
Но
бывают же такие дела —
Случилось
с Карлом несчастье:
Он
видит, что перед ним не птица,
А
сидит перед ним Великий Могол
С
головой, как пластмассовый колокол.
Или
это ему только снится?
Да,
конечно же, снится —
Всё
пройдет к утру…
Карл
просыпается и летит во вторую дыру.
Там
даже нет черного цвета.
Там
люди всю жизнь ищут жёлтое.
Зимой
там обычно лето,
И
в лужах засыхает асфальт…
Карл
пришел в дом и сел на кровать.
Он
подумал: «Как мне ни жаль,
Но
цветы придется сорвать.
Даже
если от этого затянутся швы на небе,
И
я никогда не попаду назад.
Но
я ненавижу их запах,
Их
тень, их торец и фасад».
Карл
высушил слезы на темном ветру,
Сорвал
цветы и, бросив их в пропасть,
Провалился
в третью дыру.
Потом
оказалось — это тоже был сон.
Никто
не смог понять, почему.
Но
Карл уже жил в третьей дыре.
С
ним жил гэг и собака гну.
Утром
гэг сказал: «Пора!
Скоро
начнется ночь,
Потом
будет вечер.
Я
пойду навстречу
И
буду идти до утра.
Я,
конечно, обычный гэг,
Но
у меня есть руки и го.
Я
пойду туда, где Маг Туиред
И
я убью самых наглых богов».
Гэг
ушел
По
морщившейся земле.
Собака
гну возлежала на столе
Но
встала и пошла за гэгом.
И
когда её задние лапы
Переступили
порог,
Хотя
передние были внутри,
Она
крикнула Карлу: «Смотри!»
И
убежала, заострив рог.
И
Карл упал с кровати на потолок
И
уснул.
И
спал, пока не вздремнул.
В
его кармане лежал сундук,
В
углу сундука висел паук,
В
его паутине стояла башня,
а
в башне сидел старый человек.
Хотя
это, в общем, неважно —
Возможно,
он был молодой.
И
смотрел он глазами, лишенными век,
На
Карла, на дом,
На
третью дыру во втором,
На
вторую дыру рядом с первой,
На
то, как лицом нарисованы нервы,
На
мальчика без рук, на деревянный стук,
Человек
смотрит на это сквозь решетку,
Квадратом
обрамляющую глаз.
Глаз
летит вниз, в веселящий газ,
Человек
алеется, трогает четки —
И
видит сны.
Фрагменты:
1 2
3 4
|