Так сказать, одна из точек зрения на примере Литературный сайт "Точка Зрения". Издаётся с 28 сентября 2001 года. А Вы что подумали?
...
 

ГЛАВНАЯ

АВТОРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
НАШ МАНИФЕСТ
НАША ХРОНИКА
 
НАШИ ДРУЗЬЯ
 
ФОРУМ
ЧАТ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
НАПИШИТЕ НАМ
 

Главный редактор: Алексей Караковский.

Литературный редактор: Дарья Баранникова.

© Идея: А. Караковский, 2000 – 2001. © Дизайн: Алексей Караковский, 2001. © Эмблема: Андрей Маслаков, 2001.

 

Анджей Вишневский (Полковник)

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
(Публицистика)


Прочитал я статью Вовы Караковского «Каменный век русской литературы», и сподвигло меня это на написание т.н. футорологического эссе.

С точки зрения Вовы, сначала был Золотой, Серебряный век, потом Бронзовый, теперь Каменный. Правда, он почему-то он не упоминает Железный Век, который остался, скорее всего, за стальными решётками и колючей проволокой 30-х (сохранившийся анахронизм этого времени — даже, можно сказать, реликт — это русский шансон). Однако, данная классификация представляется далеко не полной, и вот почему.

Если верить философам, развитие бесконечно. Золотой век, Серебряный, Бронзовый, Каменный — дальше-то куда? Парк Юрского периода? (если абстрагироваться от человекообразной реальности). То есть, всё правильно: через некоторое время литераторы станут этакими динозаврами… да… но это ещё не всё!

Покопавшись в палеонтологических, геологических и прочих справочниках, я сумел восстановить истинную картину мира.

Картина печальная. Дело в том, что Каменным Веком история человечества заканчивается (то есть, начинается). Какой же из этого вывод? Варианта два. Либо после наступления Каменного века искусство прекратит своё существование, либо перейдёт в докембрийский период и обретёт негуманоидные формы. А дальше, извините, идёт та классификация, которой я не помню, но она принята у палеонтологов.

Попытаюсь восстановить то, что было вспомнено общими усилиями (Караковский-старший даже школьной учительнице по биологии звонил).

Не будем устраивать аналитический разбор всех геологических периодов. Просто перечислим их: четвертичный (антропогеновый), меловой, юрский и триасовый (эпоха динозавров), каменноугольный и девонский (появление рыб и насекомых), ордовикский (зарождение позвоночных), кембрий, протерозой и архейский период (появление жизни). Попробуем провести приблизительное осмысление хотя бы одного частного случая эволюции.

Хороший пример — эволюция рыб (то есть, наоборот, деградация). То есть, сначала мы имеем дело с позвоночной литературой, обладающей гибкостью сюжетных позвонков. Потом — аморфная, негибкая и прямая, как штык, ланцетная литература. Ну, а потом, простите, черви. Отсутствие стержня (читай, сюжета), не укладывающаяся в рамки воображения регенерация (представьте: вот распилим мы одно червячное произведение на пятьдесят кусков — ведь каждое будет самостоятельным!) наиболее характеризуют эту стадию литературной деградации.

Дальше, предположим, гидры. Намного более простой класс! Тут уже не надо ничего распиливать. Гидрическая литература — это умение строить фразы, то есть, литературное произведение снизойдёт до одной или нескольких фраз (но это только форма, она у гидры может быть самой причудливой, а вот содержание — оно особого значения не имеет). Вместе с тем, заметим, что гидра — это последнее в нашем ряду существо, способное реагировать на внешний раздражитель — то есть, на критику.

Далее — простейшие многоклеточные. Например, инфузории-туфельки. Тут уже и фраз не нужно, остаются только слова. Иными словами, умение вспомнить хоть одно слово и воспроизвести его будет уже литературной акцией! Но дальше — всё интересней. Потому что амёбная литература — это уже нечто одноклеточное, иными словами, слоговое или, может даже, фонемное письмо. А ведь единственная функция одноклеточных — это самовоспроизводство в форме деления (репликация). Грубо говоря, если кто-то скажет «О!», это будет не только литературным произведением, но и регулярно воспроизводимым литературно-этическим идеалом, отразившимся в массовом сознании как составной элемент «О-о-о-о-о!».

Но это последний проблеск массового сознания, ибо следующей и последней стадией развития литературы является коацерватная литература (напомним, коацерваты — это первичные сгустки биомассы, из которой, возможно зародилась жизнь — согласно соответствующей теории Опарина). То есть, коацерватная литература — это, в моём понимании, элитарное искусство, доведённое до максимума. Оно существует только в сознании автора, никак не проявляясь вовне, и является специфическим видом внутренней речи. Именно таким образом и сбывается многовековая мечта философов о совершенном человеке, вмещающем в себе всё видовое многообразие искусства и культуры!

Читатель может возразить, что данная эволюционная структура выглядит очень неполной, ведь существуют ещё и другие ветви эволюции. Например, членистоногие — насекомые, пауки, клещи. Автору это прекрасно известно. Однако, говорить об этом типе жизни, как о носителе искусства, нецелесообразно. Скорее, можно провести параллели с современной массовой культурой. Аналогия налицо: многочисленность, наличие хитинового покрова, защищающего от критики, агрессивность, назойливость; ну и, конечно, непрекращающееся гудение, писк, визжание — в общем, какофония звуков.

Ну и, конечно, есть ещё один вопрос: где же читатель? Увы, читателю (слушателю, зрителю и т.д.) отводится пассивная роль растения…

Неприятно, но факт.

*

Благодарю за помощь Алексея Караковского, принявшего участие в написании данного текста, и его учительницу биологии Федотову Валентину Васильевну, напомнившее мне почти забытое Мимолётное.


Литература.

Владимир Караковский # Каменный век русской литературы - основополагающий текст данной критической школы.

Елена Гончарова (guava jelly) # Письма к кайнозою - один из известных мне удачных примеров палеонтологической поэзии.

Александр Ильин # "А!" - коацерватная литература не за горами...

 

Напишите автору

 
Так называемая эмблема нашего сайта "Точка зрениЯ". Главная | Авторы | Произведения | Наш манифест | Хроники "Точки Зрения" | Наши друзья | Форум | Чат | Гостевая книга | Напишите нам | Наша география | Наш календарь | Конкурсы "Точки Зрения" | Инициаторы проекта | Правила
Хостинг от uCoz